Музей города – всем городом! Программа лаборатории

26 сентября 2019 - Рахматулина
Музей города – всем городом! Программа лаборатории

ГОРОДСКАЯ МУЗЕЙНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

«МУЗЕЙ ГОРОДА – ВСЕМ ГОРОДОМ»

в рамках юбилея музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска»

 

Программа разработана под эгидой инициативы «Музей. Сила места»

Благотворительного фонда Владимира Потанина и Школы управления «СКОЛКОВО»,

при поддержке компании «Норникель»

 

ПРОГРАММА

Музей Норильска, Норильск, Ленинский 14, 3 этаж

4-6 октября 2019

 

 

ПУБЛИЧНАЯ ДИСКУССИОННО-ЛЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ

 

4 октября, 18.00 – 20.00

 

Нео-кочевье или нео-ковчег. С чем имеет дело музей города в Норильске

Наталья Федянина, директор музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска»

О поисках и трансформациях образа города и идеи для городского музея, о том, какой музей  для какого (будущего) Норильска создаем. Подготовка к программе «музейной перестройки» велась более года в рамках образовательной инициативы «Музей. Сила места» Благотворительного фонда Владимира Потанина и Школы управления «СКОЛКОВО». Установочное сообщение об исходных позициях программы «Музей города – всем городом!»

 

Презентации музейных проектных команд

Портфолио экспертного состава и командной работы над проектами музейных экспозиций

Продолжительность одной презентации – 40 мин

 

Команда 1

Иван Гринько, руководитель команды, антрополог, к.и.н., начальник управления музейно-туристского развития ГАУК «МОСГОРТУР». Состав участников: специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Татьяна Енина; социальный антрополог, сотрудник отдела Севера и Сибири Института Этнологии и антропологии РАН, куратор Алевтина Бородулина; музейный проектировщик, археолог Антон Лагутин; эксперт Совета Европы, Член Президиума ИКОМ России, к.и.н. Михаил Гнедовский; PhD in Museum Architecture, специалист по цифровым технологиям в сфере культуры Анна Михайлова; социолог, автор программ количественных исследований музейных посетителей Константин Ермошкин (все участники - Москва).

 

Команда 2

Надежда Максимова, руководитель команды, ответственный секретарь Ассоциации музеев памяти, куратор музейных проектов и образовательных программ, экспозиционер (Москва). Состав участников: куратор выставок и создатель музейных экспозиций, экспозиционер, музейный проектировщик, организатор дискуссий и партисипаторных проектов Егор Ларичев (Москва); MA Museum and Galleries in Education, UCL, руководитель департамента детских проектов Политехнического музея, автор проекта «Университет детей» Татьяна Рябухина (Москва); музейный дизайнер Василий Корнеев (Владивосток); сценарист Александр Бондарев (Иркутск).

 

Команда 3

Андрей Рымарь, руководитель команды, кандидат филологических наук, музейный проектировщик, со-основатель музейного бюро полного цикла arkf.ru (Москва). Состав команды: музейный проектировщик и дизайнер, куратор специальных проектов в Российской государственной библиотеке Ксения Филатова (Москва); президент фонда друзей музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, куратор экспозиционных и образовательных проектов, разработчик музейных концепций Леонид Копылов (Санкт-Петербург).

 

 

Экспресс-лекторий «Музей как городская повестка»

Публичные лекции и сообщения от экспертов

Модератор - Михаил Гнедовский, член президиума ИКОМ России, член правления Европейского музейного форума

Длительность докладов – до 20 минут

 

5 октября

14.00 – 15.30

 

История создания экспозиций в норильском музее

Наталья Бояркина, заместитель директора МВК «Музей Норильска»

За свою 80-летнюю историю Музей Норильска испытал многое. Его закрывали, восстанавливали, ликвидировали и снова открывали. Но, несмотря на смену зданий и частичную потерю первых предметов, музей, основываясь на уникальных коллекциях и научных исследованиях, проектировал и создавал актуальные экспозиции, отвечающие духу своего времени.

 

Наследие Норильска. История города в музейных предметах

Лилия Луганская, главный хранитель МВК «Музей Норильска»

История формирования и обзор основных фондовых коллекций, наиболее ценные предметы музейных фондов.

 

Норильчане и Норильск. Данные музейно-городского исследования

Анна Рахматулина, заведующая отделом развития МВК «Музей Норильска»

С марта по сентябрь 2019 года специалисты отдела развития музея проводили большой социологический опрос в виде интервью и бесед, посвященный изучению жизненных траекторий норильчан, их отношению к городу и нише музея в структуре личных интересов.

 

От АММА к МАМА. Взаимосвязь пространственных концепций двух основных музейных площадок Норильска

Илья Мукосей, архитектор, руководитель рабочей группы по разработке пространственно-деятельностной стратегии Арктического музея современного искусства (Arctic Museum of Modern Art / AMMA) в составе МВК «Музей Норильска», основатель бюро mukosey : architecture / design / media, преподаватель Архитектурной школы МАРШ и Школы дизайна ИОН РАНХиГС, куратор выставки АРХ Москва 2019, креативный директор канала Artplay Today

 

15.30 – 15.45 Кофе-пауза

 

15.45 – 17.30 Продолжение экспресс-лектория

 

От музея завода к музею города: холистический опыт проектирования в г. Сатка

Егор Ларичев, куратор выставок и создатель музейных экспозиций, экспозиционер, музейный проектировщик, организатор дискуссий и партисипаторных проектов.

Сатка – небольшой индустриальный город на Южном Урале. Нас позвали сюда делать музей градообразующего предприятия, а в результате появилась программа создания общественных пространств и идея нового городского музея.

 

Возможности мультимедиа при работе с нематериальным наследием в экспозиции

Татьяна Енина, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности

Новый взгляд на создание экспозиционного сценария позволяет включать нестандартные мультимедийные разработки и создавать научно-просветительский, иммерсивный и просто интересный для зрителя музей.

 

Что бы это значило? Практики интерпретации городского пространства и музейных предметов

Надежда Максимова, ответственный секретарь Ассоциации музеев памяти, куратор музейных проектов и образовательных программ, экспозиционер

Об опыте интерпретации работ и идей арт-резидентов коломенской «Арт-коммуналки», о серии музейных занятий на материале выставок в музее «Магнезит» и интерпретации коллекции краеведческого музея в рамках проекта «Ржев. Археология возможностей»

 

Опыт создания постоянной экспозиции Музея истории ГУЛАГА на основе сценарных и мультимедийных технологий

Тимур Булгаков, сценарист постоянной экспозиции Музея истории ГУЛАГа, куратор выставочного отдела

Ирина Неустроева, куратор видеоконтента постоянной экспозиции Музея истории ГУЛАГа, руководитель спецпроектов

В декабре 2018 года в Музее истории ГУЛАГа открылась постоянная экспозиция, основанная на интерактивных и мультимедийных технологиях. «Большой» официальной истории, говорящей на языке документов и статистики, в экспозиции противопоставлены личные истории людей. Мультимедийный формат и жанр вербатим позволяют ощутить эффект сопричастности, прочувствовать впечатления и переживания свидетелей эпохи. Сотрудники музея расскажут, как создавали экспозицию и какие приёмы использовали.

 

6 октября

14.00 – 16.00

 

Меня забыли спросить!

Татьяна Рябухина, MA Museum and Galleries in Education, UCL, руководитель департамента детских проектов Политехнического музея, руководила проектом по созданию детской игровой среды в историческом здании музея, автор проекта «Университет детей» в Москве и Санкт-Петербурге, один из кураторов конференции о детской партиципации.

В чем ценность соучаствующего проектирования? С какими проблемами мы сталкиваемся при выборе такого подхода? На каких принципах строится партиципация (соучаствующее проектирование)? Всегда ли мы удовлетворены полученными результатами? Какие форматы и инструменты партиципации нам известны и доступны? Обсуждение этих вопросов будет основано на примере собственного опыта участников, опыта российских и зарубежных специалистов соучаствующего проектирования, а также на результатах научных исследований.

 

Культурная антропология в музейной практике

Алевтина Бородулина социальный антрополог, сотрудник отдела Севера и Сибири Института Этнологии и антропологии РАН, куратор,

Социальная антропология является удобной для музейного проектировщика оптикой, позволяющей создавать музеи, где в центре стоит человек, его жизнь и переживания. Как антропология позволяет строить экспозицию вокруг личных историй и почему это важно делать? Рассказывает куратор экспозиции «Старухи о любви»

 

Нематериальное в музейной экспозиции – способы и сценарии жизни, проблемы, трудные выборы

Леонид Копылов, президент фонда друзей музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, куратор экспозиционных и образовательных проектов, разработчик музейных концепций;

Андрей Рымарь, музейный проектировщик, со-основатель музейного бюро arkf.ru.

Речь пойдет о том, как сценарии, направляющие жизнь людей, конвертируются в экспозиционные сценарии. А также о том, как градообразующий музей интерпретирует жизнь градообразующего предприятия.

 

Соучаствующее проектирование: ожидания и реальность

Ксения Филатова, куратор, продюсер и дизайнер, куратор  спецпроектов в Российской государственной библиотеке

Несколько кейсов создания музейных программ вместе с жителями города и что из этого вышло.

 

Мuseum-for-life

Сергей Каменский, директор Музея истории Екатеринбурга

Сегодня музей истории Екатеринбурга развивается как центр социальных инициатив и изменений. Сообщение с позиции эксперта по городскому развитию, анализирующего модели прошлого для оценки и разработки стратегий развития города в настоящем и будущем

 

16.00 – 16.30 Кофе-пауза

 

16.30 – 18.00

Экспертная панельная дискуссия «Горожанин в музее города: посетитель, герой, со-участник»

Модератор - Михаил Гнедовский, член президиума ИКОМ России, член правления Европейского музейного форума

Дискуссионная повестка:

Что ожидает от музея города современный посетитель?

Как показывать сценарии жизни? Как соотносить в экспозиции обобщенное и личное, частную и большую историю? Как предусмотреть для разных возрастов свои сценарии вовлечения? Как не рассказывать о городе, а вместе с посетителями думать о нем? Как не быть ужасающе серьезными? Как давать альтернативные сценарии, как строить эффект погружения в историю не только на внешнем, но и на внутреннем, погружать человека в вопросы, страхи, мечты? Как работать с городом не только внутри, но и снаружи музея?

Что показала практика создания музеев участия и городских лабораторий в России. Границы соучастия: как музейному проектировщику не стать заложником стейкхолдеров. Связь между уровнями соучастием и качеством экспозиции.

Вход на публичную программу бесплатный, потребуется только регистрация на онлайн-ресурсе «Музейный кампус» (откроется с 27 сентября).

 

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Принять