Рубрики
Выставки Новости События

«Мелодия акварели». Выставка к 95-летнему юбилею Адама Ненштиля

Адам Адамович Ненштиль родился 16 мая 1926 года в Автономной республике немцев Поволжья, где проживали немцы, чьи предки переехали во времена Екатерины II. Немецкий для Адама Ненштиля был родным языком,  по-русски он стал говорить только в школе. В 1937 году его семья переехала в Пензенскую область. В предвоенные годы он, как и все мальчишки той эпохи, мечтал стать лётчиком, занимался моделированием, спортом и одновременно зачитывался классической литературой, начал посещать изокружок. Началась Великая Отечественная война и семья решила вернуться в Поволжье. Но в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года все немцы Поволжья выселялись в Казахскую ССР, на Алтай и в Сибирь. Адама Ненштиля и его родных привезли в Красноярский край, в село Шило, но пути их разошлись. Адама отправили в трудовой лагерь в Бугуруслан Оренбургской области, на нефтяные разработки. В 1950-х годах он уехал по комсомольской путёвке на покорение целинных земель Оренбуржья. Там приобрёл профессии тракториста, водителя, механизатора. Пригодились и его художественные способности: писал портреты партийных вождей, делал копии картин советских художников на революционные темы, то есть участвовал в оформлении наглядной агитации. В 1950-х годах нашёл по переписке брата, который жил в Норильске, решил тоже перебраться на Север.

Приехав в 1956 году, Ненштиль работал на строительстве Норильского комбината. Был шофером, возил рабочих в грузовике. Начал посещать литобъединение и стал внештатным корреспондентом местной газеты. Когда в 1963 году открылась студия изобразительного искусства, Адам Ненштиль стал одним из первых желающих в ней заниматься. Николай Павлович Лой, основатель и руководитель студии, сразу отметил в Ненштиле талант и настойчивое желание постичь все тонкости ремесла. А с 1967 по 1971 год Адам Адамович сам руководил изостудией. В Доме культуры, где располагались художники, он познакомился и со своей будущей женой Эльвирой Васильевной, работником культуры и единомышленницей.

Руководство Норильского горно-металлургического комбината перевело Адама Адамовича в управление, он стал возить директоров. В ожидании начальников, решающих производственные вопросы, рисовал. Основная техника, в которой писал Ненштиль — это акварель. Водяные краски компактны, удобны в дороге, быстры в исполнении. «Походная техника», как он сам её называл. Многие работы писал… из автомобиля. Акварелью в морозы сложно работать, а  возможность запечатлеть красоту сурового, но ставшего родным и близким сибирского края была. Из радиоприемника автомобиля звучала классическая музыка (любил Бетховена). Возможно, поэтому так лиричен цикл именно северных акварелей.

Художник много путешествовал. Итогом творческой поездки на Саяно-Шушенскую ГЭС стала серия картин «Саяны», в поездках по России открыл тему русской старины. Адам Ненштиль и Николай Лой с супругами решили проехать на машинах по республикам СССР. Побывали в степях Казахстана, в Средней Азии, в горах Ала-Тау, Тянь-Шаня, на Памире, в Прибалтике, Украине. А позже, семья Ненштиль на своем «Москвиче-408» объехала «Золотое кольцо» России. Путешествие вдохновило художника на большую серию акварелей. Привезенные из поездок этюды, наряду с северными пейзажами, составили экспозицию первой персональной выставки Адама Ненштиля, на которой было представлено более 100 акварелей. Всего в Норильске прошло четыре персональные выставки Адама Адамовича. Последняя – «прощальная» выставка состоялась в художественной галерее перед его отъездом «на материк» в 1979 году.

Художник с семьёй переселился в город Обнинск Калужской области и работал по своей специальности в ПАТП водителем туристического автобуса. После выхода на пенсию в 1980 году он устроился в Центральную библиотеку Обнинска «на все руки мастером»: следил за порядком, обеспечивал хозяйственную деятельность здания. Здесь же располагалась мастерская — маленькое помещение, которое занимали инструменты и картины. Библиотекари очень уважали и ценили Адама Адамовича, с большим интересом относились к его творчеству. Все любили ритуал «презентации» новых картин, когда мастер ставил новую работу на стул на сцене зрительного зала. Сотрудники любовались, восхищались, а иногда позволяли себе критиковать. «Адамыч, а почему такие снегири крупные на ветке, прямо, как куры?», — заметил кто-то. Он улыбнулся и выдал излюбленную фразу: «Ну, ёксель-моксель!». Это была его единственная реакция на критику.

С 1981 года Адам Ненштиль стал принимать участие в городских художественных выставках, а в январе 1982 года прошла его первая персональная выставка в Обнинском городском музее.  Однажды на вопрос: «Что Вас волнует в природе?», Адам Адамович ответил: «Копны свежего сена, стога под снегом, цветочные поля, реки, храмы в обрамлении облаков, деревья – все вокруг». Все это – неотъемлемая часть природы и жизни художника, который не мог пройти мимо красоты.К какому бы жанру он ни обращался – пейзаж, портрет, натюрморт, в какой бы технике не работал – акварель, масло, пастель, в каждой работе чувствуется неравнодушный, жизнелюбивый человек. В Музее истории города Обнинска прошло 7 персональных выставок художника. С творчеством Адама Адамовича хорошо знакомы в Малоярославце, в Боровске, где также проходили его персональные выставки.

В последние годы Адам Адамович Ненштиль руководил изостудией Клуба ветеранов города Обнинска, где художник делился секретами мастерства, учил анализировать работы, давал творческие советы.

Сердце художника остановилось 19 января 2019 года. Богатое наследие Мастера, его живописные и акварельные произведения находятся в собрании Музея истории города Обнинска, в Боровской картинной галерее, в Картинной галерее Малоярославца, в частных коллекциях в России и за рубежом.

В музейном собрании Норильска — 29 работ художника, из них: 6 произведений живописи и 23 произведения графики.