6 июля в 19:00 открытие выставки «Сурово. Сурмава. И Юдин»

27 июня 2018 - Римская
6 июля в 19:00 открытие выставки «Сурово. Сурмава. И Юдин»

«Сурово. Сурмава. И Юдин»
6 июля 2018 года в 19:00, художественная галерея МВК «Музей Норильска (Талнахская, 78) – открытие выставки «Сурово. Сурмава. И Юдин» о творчестве Ладо Сурмава к 65-летию присвоения Норильску статуса города. Монументальное искусство для индустриального города. История мозаичных панно на Комсомольской с продолжением.
Владимир (Ладо) Шалвович Сурмава (1939 – 1988) – самобытный мастер декоративно-прикладного искусства, который оставил в Норильске яркую память о себе в работах, поражающих необыкновенным сочетанием традиций родной солнечной Грузии и суровых просторов Севера, в мозаичных композициях на улицах города и в оформлении интерьеров общественных пространств.
В основе выставки – сенсация – обнаруженные музейными специалистами фотографии, документы, наброски гобеленов, чеканок по металлу и эскизы мозаичных панно. Последние стали настоящим открытием, ведь долгое время считалось, что авторами эскизов мозаичных панно на Комсомольской улице являются Н. Лой, Г. Никифоров, П.Краснояров, как было обозначено на первой мозаике «Талнах — всесоюзная, ударная, комсомольская стройка».     

Ладо Сурмава приехал в Норильск ровно 50 лет назад, в 1968 году, после окончания Тбилисской Государственной академии художеств, где ему посчастливилось учиться в мастерской у народного художника СССР Гиви Кандарели, основателя грузинской школы гобелена, одного из основоположников китайской школы гобелена, акварелиста и керамиста. Молодого талантливого художника влекла романтика Севера. Он типичный представитель молодежи 1960-70х, которая по зову души стремилась в «жемчужину Заполярья». Сурмава направил в Норильск письмо с надеждой на вызов и оказался в северном городе, где и произошло его творческое становление и развитие. По сути, весь свой путь художника он прошел именно в Норильске, посвятив городу 20 лет своей жизни.

Свой трудовой путь Ладо Сурмава начал в художественно-оформительском цехе Норильского управления торговли, где художник-декоратор по тканям начинает заниматься чеканкой – традиционным для Грузии видом искусства, которым увлекался еще в студенческие годы.
Это увлечение подарило городу необыкновенные чеканные работы мастера с мотивами родной Грузии. А когда он познакомился с жизнью и самобытным искусством коренных народов Таймыра, главной в его творчестве стала тема Севера. Художник начинает разрабатывать сюжеты из жизни северян, украшая интерьеры турбаз, столовых, ресторанов, городской больницы, музыкальной школы, СПТУ № 17 (сейчас — Техникум промышленных технологий и сервиса), дудинского кинотеатра «Арктика» и просто домов города, а также расписывает фресками сауну на медном заводе по мотивам произведений его любимого художника Нико Пиросмани и делает монументально-декоративные живописные композиции в ресторане «Русские узоры».
В 1973 году Николай Павлович Лой, председатель городского художественного совета, инициировал открытие в Норильске художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР, и Ладо Сурмава переходит работать в них.
В конце семидесятых годов художник, который постоянно находился в творческом поиске, со всей серьезностью и страстью увлекается батиком и гобеленом. Он очень долго вынашивал сюжет, проигрывая его в себе, делал массу эскизов и всегда находил ту удивительную гармонию, которая соединяла сюжет с живописным его воплощением. Так появляется батик в ресторане «Таймыр» и очень оригинальные по форме, удивительно живописные гобелены, которые украшали интерьеры санатория-профилактория «Валёк».
Весной 1980 года в Норильске открылась художественная выставка, на которой впервые прозвучало слово – «ковромозаика». Ладо Сурмава изобрел новый вид художественного изделия, суть его творческой находки заключалась в следующем: на тканевую основу наклеивались, подобно мозаичным плиткам, пучки окрашенного в нужный цвет ворса. Первая работа в технике ковромозаики воплотила сюжет из долганской жизни.
«Я открыл для себя Север», — говорил художник, — «а он, в свою очередь, помог мне лучше понять и еще крепче полюбить юг, родную землю…». Самобытный и талантливый Ладо Сурмава ушел неожиданно, не дожив и до пятидесяти лет, в любимой его сердцу Грузии на взлете творческой мысли.
Полученные некогда от вдовы художника Веры Сурмава эскизы панно говорят о том, что художник является одним из авторов эскизов как минимум трех мозаичных панно с улицы Комсомольской. В пользу авторства Ладо Сурмавы и Николая Лоя говорит и публикация в газете «Заполярная правда» от 26 октября 1976 года: «Краевой художественный совет принял новую работу норильских художников Лоя и Сурмавы — три монумента мозаичных панно на улице Комсомольской. Это «Космос», «Строители» и «Спорт». Площадь каждого панно около 130 квадратных метров. Выполнены они из яркой мозаичной глазурированной плитки. Четыре месяца длилась эскизная разработка. 15 июня художники приступили к исполнению в натуре своего замысла. Город навечно получил хороший подарок».

Мозаики. Продолжение…
В настоящее время две из пяти мозаик утрачены, оставшиеся нуждаются в восстановлении, так как деформирована сетка, на которую крепится мозаика, и происходит осыпание ее разноцветных фрагментов.
Параллельно с открытием выставки в художественной галерее на улице Комсомольской начинается реконструкция уцелевших панно. Реконструировать планируется три сохранившиеся мозаики. И первым станет мозаичное панно «Космонавты». Весомым аргументом в пользу реконструкции «Космонавтов» стал найденный в музейной коллекции подлинный эскиз этой мозаики Ладо Сурмавы, позволяющий полностью восстановить утраченные части композиции.
Реконструктор мозаик – Павел Юдин, художник, представляющий кафедру монументальной живописи Московской государственной художественно–промышленной академии имени С. Г. Строганова; ученик патриарха отечественного искусства Андрея Орловского, занимавшегося оформлением станций московского метро; член Творческого Союза Художников России и  Международной Федерации художников (IFA); член Московского Союза Художников (секция монументальная живопись). Мозаика будет восстанавливаться при поддержке компании «Норильский никель» по авторской методике средствами фасадной росписи. Часть технологии будет представлена зрителям выставки в виде фрагмента эскиз-проекта произведения в натуральную величину.
В открытии выставки примет участие художник Павел Юдин и заведующий кафедрой истории искусств и гуманитарных наук Московской государственной художественно–промышленной академии имени С. Г. Строганова Кирилл Гаврилин, высоко оценивший талант художников, создававших норильские мозаики. Кирилл Гаврилин относит Ладо Сурмаву к первому ряду художников своего времени, заложивших основы художественной культуры Норильска, по-новому разворачивающей потенциал города, не только как индустриальной столицы, но и одного из центров российской культуры.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!