Совершенно неожиданный ракурс в творчестве. Почти беспрецедентно – только оригинальные работы и личные вещи Евфросинии Керсновской, писательницы и художницы, известной заключенной Норильлага, которая именно в Норильске впервые взяла в руки кисть и создала свой первый воображаемый… сад.
29 октября в 18:00 открываем совместный выставочный проект Музея Норильска и Фонда сохранения наследия Е.А. Керсновской.
«Какое это счастье – рисовать! Хоть что-нибудь изобразить хорошее, красивое, непохожее на все то, что меня окружает!»
Евфросиния Антоновна Керсновская известна своими тетрадями-воспоминаниями о пребывании в ГУЛАГе. Значительный период, с 1944-го по 1960 годы, она провела в Норильске, шесть лет из которых – в заключении, а потом на поселении работала в шахте.
Ею созданы сотни пронзительных рисунков, ставших свидетельством пережитых испытаний. Но гораздо менее известно другое ее творческое наследие – около 130 живописных работ, среди которых серии открыток «Цветы» и «Природа», альбомы с кавказскими и крымскими пейзажами, иллюстрированные детские книжки. Эти работы созданы в период с 1950-го по 1964 год.
На выставке представлена небольшая часть этой коллекции из собрания Фонда сохранения наследия Е.А. Керсновской – графические и живописные работы и серия открыток с изображениями цветов.
Образ цветка и сада в работах Керсновской возникает впервые в Норильске. Рисунки с изображением различных цветов – ее первый сад. Возможно, это визуализация мечты о саде, который позже у нее появляется в действительности.
После Норильска Евфросиния Антоновна связала свою жизнь с Ессентуками, где на крошечном участке земли вырастила свой настоящий сад. Сад для Евфросинии всегда был местом силы, она всегда знала, с чего начинается сад, как действовать, чтобы мечта о саде превратилась в реальность.
Ее сад, подчеркнуто аккуратный и ухоженный, был устроен по типу монастырского сада. Важной его частью в монастырском стиле являлся цветник. Кроме того, он включал огородные посадки, плодово-ягодные деревья, кустарники и виноградник.
Особое место в саду занимали кусты роз – любимых цветов Евфросинии. По воспоминаниям соседей, ее огород всегда был второстепенным и как бы интегрированным в цветник и никогда не имел грядок, а свеклу она сажала на нем только потому, что листья у нее красивые.
Особой частью сада была беседка под названием Индонезия, построенная в 1962 году. Индонезию она строила сама по типу традиционной индонезийской хижины. С точки зрения материальности, этот ее дом больше, чем обычный дом в том смысле, как мы это понимаем.
Евфросиния любила, чтобы ее ничего не отделяло от сада и природы, и старалась жить под открытым небом. После смерти мамы в 1964 году она из дома перебралась в Индонезию, там стояли сделанный ею стол, мамин сундук и кровать, покрытая шубой, привезенной из Норильска. Только в очень плохую погоду с сильным ветром она возвращалась в дом. Именно в Индонезии она пишет и рисует – создает свое главное произведение – знаменитые 12 тетрадей с мемуарами.
Идея: Наталья Федянина, Дарья Чапковская.
Фотографии предоставлены Фондом сохранения наследия Е.А. Керсновской.
Над выставкой работали: Дарья Чапковская, Лилия Луганская, Василий Мороз, Галина Атмашкина, Наталья Федянина, Алексей Мороз, Валерий Нам, Марина Мячина, Александра Тхорева, Екатерина Вышинская, Кира Афонина, Ольга Кругликова.
Приглашаем на открытие выставки 29 октября в 18:00 в основное здание Музея Норильска (Ленинский, 14). Вход на открытие свободный.
#СадыКерсновской #ФондсохранениянаследияЕАКерсновской #МузейНорильска #Керсновская #ЕвфросинияКерсновская