Раскупили все книги, взяли автографы и засыпали вопросами: норильчане встретились с одним из самых ярких книжных иллюстраторов нашего времени Антоном Ломаевым.
Снежно-зимний фестиваль «Наводим мосты. Норильск – Калининград» не мог обойти вниманием кенигсбергского романтика Гофмана с его Щелкунчиком. Рождественскую сказку «Щелкунчик и мышиный король» написал Гофман, знаменитой сделал Чайковский, а совершенно новое звучание ей придал Антон Ломаев. Художник с мировым именем, лауреат многих международных конкурсов провел экскурсию по собственной выставке в Музее Норильска. Он рассказал, что обычно позволяет себе отводить на работу над одной книгой полгода. На «Щелкунчика» ушел почти год кропотливого труда и погружения не только в саму сказку, но и в биографию писателя.
Оформление книги напоминает работу театрального художника – это способ управлять пространством, структурировать и наполнять его. Творческий процесс начинается «издалека»: надо представить, какой толщины и размеров будет книга, какой в ней будет шрифт.
Ломаевский стиль отличает внимание к деталям. Щелкунчиков создано очень много – и для книг, и для театра, и для кино. У нас уже сложился привычный образ деревянного человечка для колки орехов – в непременной треуголке. Между тем треуголка не соответствует книжному описанию. Антон Ломаев сделал Щелкунчика таким, каким его задумал – и довольно точно описал – Гофман: в гусарском доломане, щегольских сапожках и шапочке рудокопа.
«Если написано, что у героя красный костюмчик – он должен быть красным, – поясняет свою позицию автор. – Потому есть внимательные читатели, которые обращают внимание на все. И всегда найдется ребенок, который придет на встречу и спросит: «А почему костюмчик не красный?» Когда я рисую, я знаю книгу и ее героев очень подробно – по именам, в деталях одежды, жилища. Поэтому я довольно хорошо изучил, например, историю костюма».
Одновременно задача книжного художника – не просто расшифровывать литературные образы, а добавить что-то от себя, иначе иллюстрация не будет интересной. От книги к книге Антон Ломаев следует своей оригинальной манере, но для каждого конкретного воплощения ищет свою фишку. В «Щелкунчике» это – эффект состаренной бумаги, которого он добился с помощью лавсановой кальки. За счет этого работы, в которых прорисованы тончайшие подробности, кажутся еще более сложными. Поэтому их так интересно рассматривать.
Антон Ломаев признался, что к «Щелкунчику» у него особенное отношение, а сейчас эти иллюстрации обрастают еще и историей путешествий по стране: выставка уже была в Москве, Санкт-Петербурге, Карелии, Калининграде, теперь пересекла Северный полярный круг. Директор Калининградского музея изобразительных искусств Галина Заболотская отметила, что в прошлом году работы Антона Ломаева стали прекрасным подарком калининградцам, которые с исключительным трепетом относятся к Гофману (именно здесь открыли первую в России постоянную экспозицию, посвященную писателю), и выразила уверенность, что эти действительно волшебные рисунки очаруют и жителей Норильска.