В Полярной арт-резиденции PolArt музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска» известная группа «Синие носы» (The Blue Noses Group) представила итоги работы над проектом «Снежный авангард». Вместо одной изначально заявленной истории художники – Вячеслав Мизин, Александр Шабуров и Евгений Иванов – воплотили три: «ЗОЖ-арт» («Заполярный Образ Жизни»), «Дивный новый мир» и «Белый супрематизм».
Эти три «сериала» – серьезно-ироничные или иронично-серьезные художественные высказывания на тему Норильска, современности и собственно искусства. В них увидит свои смыслы как случайный зритель – буквально тот, кто ходит на выставки от случая к случаю, так и вполне искушенный и подготовленный.
«Норильск бодрит и заряжает, здесь хочется работать много и так, чтобы запомнили, – рассказал Вячеслав Мизин. – Мы попытались возразить общепринятому взгляду на то, что Север – это мрачно. Попытались встроиться даже не в историю, а в жизнь Норильска, стать норильчанами – людьми, которые ничего не боятся, готовы выступить и с физическими, и с авангардистскими упражнениями на фоне суровых пейзажей».
«Сейчас особый фокус на Заполярье, – дополнил коллегу Евгений Иванов. – Арктике уделяют большое внимание, обсуждают строительство ледоколов, развитие Северного морского пути. И художники тоже сюда тянутся, хотят почувствовать Арктику, пожить в ней и применить свои таланты».
«ЗОЖ-арт» («Заполярный Образ Жизни»)
Частью «авангардистских упражнений» стали растирание снегом и зарядка с гирями почти голышом на морозе. Полярным арт-резидентам повезло с погодой, было действительно тепло для ноября – столбики термометров фиксировались в диапазоне от ноля до минус десяти градусов. Однако мироздание тоже не без иронии: на фотографиях не видно, но в день именно этой съемки было минус 25 с ледяным ветром. Так что «ЗОЖ-арт» стал и в метафорическом, и в прямом смысле символом того, что северяне – несгибаемые люди из снега, льда и металла.
«Дивный новый мир»
Название этой серии прямо указывает на роман-антиутопию Олдоса Хаксли и косвенно – на «Новый мир» Данте Алигьери. Это тоже некий иронизм, но уже с трагическими нотами, который в итоге все-таки должен вести если не к счастью, то к положительным эмоциям.
«Мы взяли популярные истории и образы сегодняшней информационной повестки и попытались отрефлексировать, – пояснил замысел творческой группы Александр Шабуров. – Сейчас мы буквально живем в дивном новом мире, который постоянно и стремительно меняется, и влияет на наши собственные планы, и как к этому относиться, мы не всегда понимаем. Мы испытываем тревожность очень сложной этиологии – здесь и беспокойство о собственном здоровье, и страх неопределенности. Тем не менее, мы адаптируемся, даем событиям какую-то оценку, учимся понимать, что хорошо, а что плохо».
«Белый супрематизм»
Арт-группа «Синие носы» – это еще и некоторое хулиганство и протест. Бывает трудно провести грань между авангардизмом и модернизмом, который ему предшествовал. Но тройка «носов» иронически переосмысливает и то, и другое.
Вячеслав Мизин говорит, что они возражают авангардизму как фетишу. «Все истоки авангарда лежат в обычной жизнедеятельности и в народном творчестве», – считает он. Об этом – их «Белый супрематизм». Взяв за основу базовые супрематические фигуры, художники соорудили из них снеговика и елку в примитивном стиле детсадовских рисунков.
Легкомысленные на первый взгляд трансформации воспринимаются как ребячество, и этого в общем-то уже достаточно для положительного восприятия всей истории. Но зритель с богатым бэкграундом найдет здесь для себя массу отсылок и подтекстов.
Что дальше
Заявляясь в PolArt-резиденцию, Вячеслав Мизин, Александр Шабуров и Евгений Иванов задумывали проект об обитающих в окрестностях Норильска супрематических существах. В итоге художники расширили первоначальный замысел. Они сняли в Норильске очень много фото- и видеоматериала, часть которого еще рассчитывают обработать и концептуализировать.
«Синие носы» освоили Норильск как место для жизни вообще и жизни художника в частности. Бесконечная ирония, шутки и подколы в общении друг с другом – за этим было еще и весело наблюдать, – отметила директор МВК «Музей Норильска» – куратор PolArt-резиденции Наталья Федянина. – Проект, заявленный для резиденции, назывался «Снежный авангард». Вышло три истории вместо одной. Надеюсь, мы увидим что-то еще, какое-то продолжение норильской практики «Синих носов». Работы этих художников хранятся в коллекциях крупнейших музеев, а теперь будут и в нашей коллекции современного искусства».
Презентация работ прошла в рамках проекта «POLART. AR(t)-реальность», который реализует МВК «Музей Норильска» – победитель грантового конкурса долгосрочных социальных проектов «Основной ресурс», организованного фондом целевого капитала «Наш Норильск».