«Приближение Снежной королевы». Выставка, которую надо было увидеть, пока тает лед

Почти песнь льда и пламени, посвящение месту и памяти – выставка резидента Полярной арт-резиденции PolArt Елены Скрипкиной «Приближение Снежной королевы» стала красивым завершением трехдневной лаборатории «РЕ-Музей», собравшей на площадках Музея Норильска экспертов из разных городов страны.

«Закрытие открытием» прошло в бывшем здании Дома торговли, где будет создан Арктический музей современного искусства (Arctic Museum of Modern Art, АММА). Вернисаж стал буквально мгновением жизни, «выставкой одного вечера»: отдельные экспонаты были заморожены в воде. Без долгих вступлений автор пригласила: «Проходите и смотрите, пока не растаял лед».

Локацией для для воплощения художественного проекта выбрали старый дебаркадер в здании бывшего Дома торговли

Взглянуть на Норильск через искусство, с неочевидной и даже метафизической стороны, под силу людям с хорошим воображением. Экспозиция в оттенках сапфировой, кобальтовой и полуночно-синей палитры, разбавленной жаркими огоньками свечей, погрузила гостей в атмосферу северной холодности, мистичности и одновременно теплого зимнего праздника.

«Приближение Снежной королевы» – пролог выставки Елены Скрипкиной, которая пройдет в дни новогодних каникул в Москве, и часть готовящейся к выходу в издательстве VAC «Звуковой книги художника». Это медиа-арт, где память о месте и времени в разных уголках России озвучена с помощью специально написанной музыки и сопровождается документальной историей в виде фотографий, вырезок, рисунков. Норильск с его ледяным ландшафтом станет отдельной главой этой книги. В Полярной арт-резиденции были созданы тексты, изображения и музыка, которая соединяет три медиума в одно заветное переживание мгновения памяти.

«Не хочу показаться излишне сентиментальной, но с Норильском и Таймыром у меня связаны особые ощущения, – поделилась художница. – Самое большое событие этого года – поездка в Дудинку на ледоход. Музыку, которую вы слышали, когда вошли, я написала сама. Внутри этой музыки есть звуки, отражающие плавучесть льда, подводное звучание. Меня поразило, что этот лед рождает свои мыслеформы.

Вы видите рентгеновские снимки енисейского льда и фрагменты моей книги, которая выйдет буквально через месяц, – линии повторяют контуры льдов Енисея. Синие горные хребты плато Путорана, которые я пытаюсь отпечатать на стекле через лед, проясняются и буквально тают, и все быстро сменяется. Это про непрерывное становление здесь. Здесь нет привычных мне причинно-следственных связей и законов, а есть вот эта быстротечность и одновременно растянутая во времени темпоральность».

Рентгеновские снимки енисейского льда во время ледохода

Проект, представленный в Норильске, Елена Скрипкина относит к сайт-специфичному искусству:  все, что увидели зрители, она нашла здесь, это важно. И ничто в экспозиции не случайно – каждая деталь, говорит она, имеет смысл:

«Шкафчики из стекла напоминают что-то пограничное. Внутри такого стеклянного шкафчика лежит 3D-макет Атлантиды – затерянного идеального государства, которое когда-то было и ушло под ледяную воду. Зеркало кажется важным как проекция отражения. Сейчас мир открыт и подчинен очевидностям, именно здесь есть закрытый мир, который неподвластен восприятию. «Синяя роза» – название документального фильма, который я снимала на территории Русского Севера, посвящен теме ГУЛАГа и ландшафтам, которые сохраняют память об этом».

В этих метафорах – суровость северной земли и одновременно ее абсолютная уязвимость. Грубые доски, решетки, ржавчина как бы подчеркивают, что когда-то льды растают, оковы спадут. Ландшафты тундры, тема ботаники, лес в прямых и аллегорических проявлениях – то, чему Елена  Скрипкина посвятила свой мастер-класс и философскую встречу с норильчанами в июне этого года.

Эпиграфом ко всему этому сложному, многослойному и многосмысловому проекту художница выбрала цитату из романа «Аустерлиц» Винфрида Георга Зебальда – литературной истории, тоже описывающей «поиск утраченного времени»:

«Как мало мы в состоянии удержать в нашей памяти, как много всего постоянно предается забвению, с каждой угасшей жизнью, как мир самоопустошается оттого, что бесчисленное множество историй, связанных с разными местами и предметами, никогда никем не будут услышаны, записаны, рассказаны».

Какие-то предметы для выставки – офортные станки, полиэтиленовая пленка – нашлись прямо здесь, в бывшем здании Дома торговли, которое теперь само служит символом урбанистического ренессанса: оно утратило первоначальные функции и стало пространством для чего-то нового, абсолютно ему не свойственного.

«Такое странное место, как Норильск, – настоящий клондайк для человека с художественным мышлением, – заметила на открытии выставки директор Музея Норильска Наталья Федянина. – Лена работает с памятью, с трудными смыслами. Поэтому показалось уместным предложить ей для воплощения художественного проекта старый дебаркадер, исчезающий в будущем музее АММА вместе с функцией и зданием торгового центра, перерождающегося в место искусства».

Сама Елена Скрипкина призналась, что это лучшее пространство для выставки, нигде бы тема так гармонично не зазвучала. Однако «Приближение Снежной королевы» – это лишь начало глубинного романа с норильскими смыслами. Продолжение проекта, его новое облачение мы увидим именно в Москве.

Авторы фотографий – Екатерина Вышинская и Александр Горбарчук

Материалы в СМИ: