О первом арктическом автопробеге на КИТе

90-летию первого арктического автопробега посвятил свое исследование Александр Смирнов, старший научный сотрудник Музея Норильска, и рассказал о памятном событии норильчанам-краеведам в программе XIII Норильской региональной открытой Конференции исследователей территории в этом году с темой «Городу и миру».

Примерно в это же время в 1934 году на Севере Таймырского полуострова состоялся первый арктический автопробег. Его инициатором стал один из известнейших исследователей Арктики, первооткрыватель норильских месторождений – на тот момент заместитель директора Всесоюзного Арктического института (ВАИ) по геолого-геодезической части Николай Урванцев.

В автопробеге участвовали всего две машины, ведь на одной проходить маршрут почти в пятьсот километров не просто бездорожья, а полной неизвестности, небезопасно. Задействовать больше машин — безрассудство, когда на базе их четыре. Зато каких! Экспедиционные полугусеничные автовездеходы НАТИ-3, собранные по спецзаказу Научно-исследовательским тракторным институтом с учетом консультаций инженера Урванцева. Об этом лично ходатайствовал начальник Главсевморпути Отто Юльевич Шмидт.

Автопробег был организован для испытания машин «как самостоятельного средства передвижения в маршрутно-исследовательской работе» для полноценной и качественной замены собак и оленей в длительных поездках вдали от базы.

«Маршрут по тем временам сложный, поскольку внутреннюю часть Таймырского полуострова никто не посещал, карт ее не было и что там встретиться, мы не знали». Каждый день автопробега путь составлял в среднем тридцать километров с частыми остановками для проведения полного комплекса научных работ: определения астропунктов, топографической съемки, геологических исследований, метеорологических, фенологических и других наблюдений. Без собак все же не обошлось: «Для предупреждения медвежьего визита, а также в качестве представителя прежних видов транспорта была взята ездовая лайка Харди».

О первом советском испытании автовездеходов в Арктике в 1935 году написал популярный журнал «За рулем» в №20. От первого лица статью об автопробеге подготовил инженер Урванцев для специального арктического номера журнала «Техника молодежи», который был составлен «при ближайшем участии О.Ю. Шмидта и Г.А. Ушакова».

Событие имело высокую значимость и актуальность. В то время исследование и освоение Арктики было провозглашенным государственным приоритетом. О чем свидетельствовала и правительственная награда организатору и руководителю автопробега Николаю Урванцеву «за внедрение автотранспорта в Арктике» – личный легковой автомобиль. Познакомиться с полным содержанием доклада можно после издания сборника по итогам конференции.

#МузейНорильска #Норильск #КИТ #Урванцев

Публикация подготовлена по материалам доклада старшего научного сотрудника Александра Смирнова. В тексте процитированы труды Урванцева из личного фонда ученого-полярника в коллекции Музея Норильска, а также открытых источников.