Настя Жегал: «Маски и скульптуры из хлеба – это постоянный эксперимент»

В Полярной арт-резиденции Музея Норильска прошла встреча в формате artist talk с новым резидентом PolArt, художницей Анастасией Жегал из Москвы.

Хлеб – один из медиумов, с которыми работает художница. На встрече с норильчанами она рассказала, как пришла к своей художественной практике и чем ее привлекают хлебные маски и скульптуры.

Недолговечный и на первый взгляд неподходящий для искусства материал оказался очень интересным, пластичным, говорит она:

«Хлеб интересно состаривается, или, наоборот, консервируется в зависимости от окружающей среды. В то же время объекты из него имеют природную, древесную красоту. Хлеб – живая субстанция, в которую ты через огонь вселяешь душу. Объекты из хлеба дают зрителю возможность быть единожды в моменте – такую выставку потом невозможно реконструировать точь-в-точь. Каждый отрезок существования хлебной скульптуры уникален. Это как будто аллегория человеческой жизни».

Настя отметила, что работа с хлебной скульптурой – это и исследование, и постоянный эксперимент:

«Ты никогда не знаешь на сто процентов, каким будет финальный результат, как поведет себя изделие. У меня есть пул рецептов, но все время приходится изобретать, ведь хлеб обычно не готовят с расчетом на то, что он будет видоизменяться со временем. Например, в какой-то момент в мастерской завелись жучки. Опытным путем я пришла к тому, что лен, замешанный в тесто, предотвращает появление насекомых».

Интерес к экспериментам с тестом, его составом, оттенками и способами приготовления, отчасти объясняется тем фактом, что раньше Анастасия работала художником по гриму, в том числе пластическому, на съемках кинофильмов и телевизионных передач. А потом всё изменил… Север. Больше 10 лет назад Настя побывала в Надыме. Общалась с ненцами, гостила в чумах.

«Работа гримера приелась, я перестала чувствовать свой потенциал. Захотелось искать какие-то смыслы, создавать что-то свое, а не плодить разные сериалы и телепередачи, не в обиду им, – поделилась она. – Поездка в Надым перевернула сознание и мои представления о том, как и для чего живут люди».

Анастасия отказалась от работы гримера (и, к слову, от хороших денег, которые за нее платили) и стала заниматься собственной художественной практикой. Сейчас она снова на Севере, теперь уже в Норильске, в качестве резидента PolArt. Здесь она намерена реализовать проект Secretus как реминисценцию детской игры «Секретики»:

«Норильск мне кажется загадочным, далеким, закрытым, неизведанным местом. Секретным. И я нигде не видела таких сочетаний цветов, как здесь, что как художнику мне тоже интересно».