На площадке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) в режиме онлайн-конференции прошло заседание дискуссионного клуба на тему «Арктические музеи. Сохранение исторического наследия, проблемы и перспективы развития».
Участниками стали представители Секции арктических музеев Союза музеев России из Санкт-Петербурга, Архангельска, Мурманска, Воркуты, Полярного, Якутска, Дудинки. От музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска» к дискуссионной площадке подключилась директор МВК Наталья Федянина.
Говорили о роли арктических музеев в развитии российского Севера – не только в культурном, но и в более широком, социально-экономическом смысле, о взаимодействии культурных институций с государством, бизнесом и друг другом, об использовании современных технологий в музейном деле и развитии арктических музеев в целом. Что для этого нужно и что этому мешает?
На онлайн-встрече музейщики неоднократно высказывались о том, что сейчас музеи переживают эпоху трансформации – пробуют разные форматы взаимодействия с посетителями, становятся все более многофункциональными, превращаясь отчасти в общественные пространства и перенимая их практики, интегрируют в свою деятельность все больше современных технологий. Но главная миссия остается прежней – вести исследовательскую работу, сохранять и популяризировать историко-культурное наследие Арктики – фонды многих арктических музеев располагают ценнейшими реликвиями и раритетами, уникальными артефактами. Умение творчески переработать и подать материал, в том числе научный, способность к нескучному сторителлингу всегда будет ценнее чисто технологических «чудес».
Музей как культурный институт следует за меняющимися потребностями людей. В 2022 году – впервые за полвека – поменялось даже само определение музея, принятое Международным советом музеев (ICOM/ИКОМ), в нем появились слова «инклюзивность» и «доступность». Между тем одна из ключевых особенностей арктических музеев в моногородах, подобных Норильску, – как раз их территориальная удаленность и недоступность для широкой аудитории из других городов. Эту проблему участники дискуссионного клуба предлагают решать разными способами. Один из них – совместные выставки.
Несмотря на логистические сложности, у Музея Норильска есть большой опыт межмузейного сотрудничества, как внутренний, так и внешний. Например, в рамках Секции арктических музеев при поддержке «Норникеля» мы организовали доставку в Норильск знаменитого «Домика полярника», путешествие которого по Севморпути стало целой спецоперацией.
В конце прошлого года Музей Норильска и сам выехал за пределы собственных площадок масштабными выставочными проектами, сразу в два города. Большая экспозиция – вся коллекция современного искусства, созданная на базе полярной арт-резиденции PolArt за семь лет – стала почетным гостевым проектом на XV Красноярской музейной биеннале. А в Санкт-Петербурге в Музее Арктики и Антарктики открылась выставка в формате игры-бродилки «Маршрутами Урванцева» – по мотивам рукописей, фотоальбомов и дневников из уникальной коллекции Музея Норильска. «Маршруты Урванцева» скоро протянутся и до Москвы – в феврале проект представят в Дарвиновском музее.
Спикеры дискуссионного клуба отдельно коснулись темы арктического туризма. Российская Арктика становится все более привлекательным регионом – для государства в целом, для ресурсодобывающих компаний, для путешественников. Это видно даже по турпотоку на Таймыр – он стабильно растет. В условиях растущего интереса к Северу современные арктические музеи справедливо следует рассматривать как новые точки туристических маршрутов – с соответствующими задачами.