Масштабируем опыт Музея Норильска на уровень Евразийской инициативы

«Почти не верится, что в мире, в котором столько конфликтов, возможны вот такие встречи за одним столом». Эти слова принадлежат директору Музея Норильска, одной из участников Международного саммита «Музейный альянс: Евразийская инициатива» Наталье Федяниной и как нельзя лучше характеризуют современное многополярное полицентричное общество и важную миссию тех, кто в условиях мировой турбулентности и геополитического разъединения наводит культурные мосты – платформу для объединения и конструктивного диалога.

Международный саммит «Музейный альянс: Евразийская инициатива» прошел с 9 по 12 июня 2025 года в Кыргызской Республике и стал знаковым событием для музейного сообщества. Его по инициативе российской стороны организовали национальные комитеты Международного совета музеев (ИКОМ/ICOM) – крупнейшей в мире профессиональной организации, объединяющей музеи и музейных специалистов из более чем 130 стран.

В работе саммита участвовали руководители и представители национальных комитетов ИКОМ из 11 стран: Индии, Объединенных Арабских Эмиратов, Монголии, Пакистана, Непала, Бангладеш, Азербайджана, Сербии, Армении, России и Кыргызстана. Центральной темой было обсуждение инициативы по созданию Евразийского музейного альянса.

«Эта новая структура в рамках ICOM может стать платформой для профессионального диалога и сотрудничества между музеями региона, – отметили в ИКОМ России. – Евразийский регион охватывает страны Центральной, Южной и Восточной Азии, Кавказа и Восточной Европы и отличается культурным, этническим и религиозным разнообразием. При этом он имеет богатую историю межмузейного сотрудничества, и именно сейчас созрела необходимость в институциональном укреплении этих связей. Создание Евразийского музейного альянса рассматривается как перспективное направление развития внутри ИКОМ – наравне с уже действующими региональными объединениями в Европе, Латинской Америке, Африке, арабских странах и в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

На протяжении нескольких дней участники саммита обсуждали ключевые тренды в музейной сфере, делились опытом и лучшими проектами. Особое внимание уделили трем направлениям перспективного взаимодействия: созданию сети музейных резиденций, развитию обучающих программ для музейных специалистов и учреждению новой профессиональной премии.

На презентации итогов работы групп

Ключевым спикером и модератором работы по первому направлению стала директор музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска», куратор Полярной арт-резиденции PolArt и член Президиума ИКОМ России Наталья Федянина. Ее доклад был посвящен арт-резиденциям как форме межрегионального и международного сотрудничества музеев.

Директор Музея Норильска, куратор Полярной арт-резиденции PolArt и член Президиума ИКОМ России Наталья Федянина на сессии «Устойчивые сети: что для этого нужно»

Приглашение в качестве эксперта неслучайно, учитывая почти 10-летний опыт работы Музея Норильска по управлению PolArt-резиденцией. За это время резиденция поддержала 46 проектов российских художников и кураторов. Созданы десятки произведений искусства, связанных со смыслами Норильска. Местом реализации проектов стали не только залы резиденции и музея, но и другие местные локации: законсервированное здание будущего Арктического музея современного искусства (АММА), улицы города, реальные и виртуальные, и даже тундра (VR-тур «Ненецкий словарь кочевника» медиахудожников Андрея Носова и Анны Толкачевой или масштабный объект на заборе от снегозаносов «Вот это занесло» арт-группы «Фрукты»).

«За мной было самое неочевидное и для многих коллег непонятное направление потенциального сотрудничества музеев стран альянса, – прокомментировала Наталья Федянина итоги модерации группы по созданию международной сети музейных резиденций. – В нашу рабочую группу собрался очень заинтересованный международный состав участников. Все вместе мы смогли сделать шаг вперед в понимании музейных резиденций и их возможном значении для наших стран, музеев и их коллекций. И в первую очередь – для музейной дипломатии, установления горизонтальных связей между институциями и профессионалами».

Полярная PolArt-резиденция – без преувеличения успешная музейная программа поддержки современного искусства, а Музей Норильска – один из лидеров в этой области в России. Подобный программный опыт редкий для страны.

«Полярная арт-резиденция – это институция, постоянно действующая программа поддержки современного художественного процесса, реализации идей концептуальных художников, связанных с нашей территорией, – поясняет Наталья Федянина. – То, что PolArt еще и музейная структура, дает ей дополнительное преимущество – доступ к хранящейся в музейных фондах памяти города, к коллекции музея. Именно музей как принимающая сторона предоставляет резиденту потрясающий, глубокий, всевременной опыт проживания места, то искомое вдохновение, ради чего художники и отправляются в резиденции.

Очень многие наши резиденты обращались к музейным фондам. Как, например, томские художники Лукия Мурина и Николай Исаев в проекте «Норильск: архив преодоления» – о Норильлаге через судьбы трех известных заключенных. В подобных случаях художника можно рассматривать широко, как исследователя».

Музейная резиденция может открывать территорию и ее наследие для исследователя в широком смысле – даже если резидент работает не с искусством. Что касается международного сотрудничества, то сеть музейных резиденций позволила бы масштабировать инициативы, направленные на сохранение и переосмысление культурного наследия, и совмещать сложные межтерриториальные проекты.

«Синергетический эффект от такого сотрудничества может быть ошеломительным, – считает Наталья Федянина. – В этом смысле резиденция – не просто механизм поддержки искусства и науки, а способ организации международного взаимодействия, развития профессиональных связей на мировом уровне».

На саммите Музей Норильска неожиданно «вне программы» был отмечен и в другой теме – соучастных практик. Директор Центра толерантности Еврейского музея (Москва) Анна Макарчук в своем докладе рекомендовала книгу «Практики соучастия в музеях», изданную Музеем Норильска под редакцией известного музеолога, кандидата исторических наук, доцента Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН, Шанинка) Михаила Гнедовского:

«Рекомендую, коллеги, настоящая библия музейного соучастия, изданная не когда-то две тысячи лет назад, а в 2024 году Музеем Норильска. В ней собраны и, что важно, отрефлексированы лучшие практики».

В прошлом году в библиотеке Шанинки при участии ИКОМ России и Центра изучения культурных стратегий и креативных практик МВШСЭН состоялась презентация этого сборника. Это первое подобное не переводное издание в стране на крайне актуальную тему, поэтому закономерно стало бестселлером среди музейщиков. После внезапного представления на музейном саммите «Практики соучастия в музеях» двинулись за пределы России: теперь эта книга есть у русскоговорящих коллег в Кыргызстане, Азербайджане, Монголии.

Программа саммита включала не только деловую часть – участники познакомились с культурным наследием Кыргызстана, посетили местные музеи. Саммит завершился, и первая цель достигнута: инициатива по созданию Евразийского музейного альянса получила одобрение сторон. Но работа продолжается, надеемся, что в перспективе начнется реализация сообща разработанного соглашения о намерениях.

Участники саммита

Для российских музеев, заинтересованных в создании арт-резиденций, напомним: открылась регистрация на пятый Форум арт-резиденций России, который Музей Норильска совместно с Ассоциацией арт-резиденций России при поддержке фонда целевого капитала «Наш Норильск» и в рамках юбилейной программы 90-летия компании «Норникель» проведет в Норильске с 30 июля по 2 августа 2025 года.

toggle icon