Калининградская «Прусская зима»

Межмузейный проект «Наводим мосты. Норильск – Калининград» стартовал в главном здании Музея Норильска (Ленинский, 14) с открытия выставки метафизических снимков известного калининградского фотохудожника Александра Матвеева.

Туманно-магическую серию «Прусская зима» Александр Матвеев снимает на протяжении более десяти лет. В Норильск мастер прилетел еще и в качестве резидента PolArt. Почему в названии серии зима не калининградская, не кенигсбергская, а именно прусская? Почему исключительно в монохроме? Почему ни на одной из отснятых с 2008 года фотографий нет людей? Рассказал сам автор.

«Буквально сегодня мы почувствовали, чем «прусская» зима отличается от норильской: для этого достаточно было только выйти из самолета и вдохнуть ледяной арктический воздух. Наша зима – южный курорт по сравнению с вашей», – поделился Александр Матвеев в день прилета, когда в Норильске было минус 32 с ветром.

Да, чтобы жить в Арктике и не чувствовать себя чуждым этой суровой среде, надо суметь «подружиться» с ее климатом. Как житель Калининграда Александр считает, что его регион тоже раскрывает свою краеугольную, глубинную сущность именно зимой, когда на Балтийское побережье приходят густые морские туманы, делающие все вокруг таинственным, а знакомое – как будто незнакомым. Начиная с 2008 года с ноября по март он ежегодно отправляется в экспедиции, чтобы фиксировать неповторимые состояния ландшафтов Калининградского полуострова. Всегда – без цвета и без людей.

«За те годы, что я снимаю «Прусскую зиму», у серии сложилась своя стилистика – аскетичная, минималистичная, – объясняет мастер. – Я очень люблю графику: когда нет листвы, нет ничего лишнего, появляются четкие линии, которые формируют архитектуру кадра. Монохром переводит нас из области документальной фотографии в какую-то образность – я пытаюсь уловить некую метафизику, поймать определенное мистическое состояние натуры. В этой серии не только нет людей – в ней нет каких-либо артефактов цивилизации, нет дорог, столбов и прочих следов деятельности человека. Она лишена отсылки ко времени, безвременна. На снимках – только голая природа, которую человек мог видеть и сто, и тысячу лет назад – или вчера».

В этом и есть ответ на вопрос, почему зима в заглавии – прусская. Не только, да и не столько потому, что Калининградская область находится на территории, которую еще в дохристианские, «догерцогские» и «докоролевские» времена населяли племена пруссов. Анахронизм здесь означает извечность, исконность, метафорическое бессмертие: природа могущественнее цивилизаций, хотя каждая из них перенимает культуру предыдущей (и Калининград, к слову, – один из самых показательных примеров взаимовлияния культур). Символично и то, что Александр Матвеев создает свою бесконечную «Прусскую зиму» исключительно на фотопленку среднего формата.

Этот долгоиграющий и пополняющийся каждый год проект – уже в полной мере авторский стиль. Увидеть работы незаурядного фотохудожника норильчане могут в одном из выставочных залов Музея Норильска на Ленинском, 14.

Справочно об Александре Матвееве

Родился в 1985 году. Член Калининградского союза фотохудожников. Сотрудничает с местными СМИ. Работы Александра входят в каталоги значимых региональных фотопроектов. В 2020 году снимки из серии «Мигранты Калининграда» выставляли в Берлине на биеннале «Европейский месяц фотографии» (European Month of Photography, EMOP). Серия «Прусская зима» – визитная карточка автора, эти работы демонстрировали на Первой триеннале российского современного искусства в категории «Верность месту» в музее «Гараж» (Москва).