Художественная галерея Музея Норильска и Дом искусств (Красноярск) открыли выставку произведений Сибирской школы ксилографии Германа Паштова «Миг и вечность за полярным кругом» – в рамках проекта «Передвижные выставки художников Красноярья» в городах Арктики. Событие приурочено к 100-летию со дня рождения Виктора Астафьева, юбилей которого отмечают в 2024 году.
«Астафьев стал признанным классиком русской литературы еще при жизни, – отметила на открытии выставки заведующая сектором изобразительного искусства художественной галереи Музея Норильска Елена Ефремова. – В этом году к 100-летию писателя проходят мероприятия во всех регионах страны и, конечно, на его родине. В музеях и галереях Красноярска и Красноярского края весь год открываются экспозиции, посвященные Виктору Астафьеву. Мгновенное и вечное стремились уловить художники, размышляя над сюжетами его произведений. Герои астафьевских повестей и рассказов сегодня и в нашем зале, в работах красноярских мастеров-графиков».
Гостей вернисажа приветствовала директор музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска» Наталья Федянина:
«Это уже добрая традиция – практически каждый год в галерее открывать проекты из Красноярска. Спасибо всем, кто смог сделать для нас возможной эту историю и помог так красиво отметить юбилей великого писателя: нашему партнеру, краевому Дому искусств, и Министерству культуры Красноярского края, которое поддержало это проект, объединяющий в себе литературу и искусство. Мы его не просто приняли в своих залах, а дополнили живописными работами из художественного собрания Музея Норильска – двумя потрясающими портретами Виктора Астафьева кисти художников Степана Орлова и Валерия Кудринского».
Ксилография, или гравюра на дереве, – самая древняя техника печатной графики. Возможно, ее подлинная история даже старше, чем дата старейшей из сохранившихся ксилографий, которая датирована 868 годом и находится в Британской библиотеке.
Технические приемы ксилографии за 600 лет закономерно усложнились, но принцип остался тот же: на поверхности деревянной доски художники вырезают зеркальный рисунок для оттиска на бумаге (эстампа). Именно в этой редкой и наименее распространенной сегодня технике работают студийцы и выпускники первой и единственной в России школы ксилографии при Красноярском государственном художественном институте.
Появление и достаточно быстрый взлет студии связаны с именем ее организатора и бессменного руководителя – народного художника России, лауреата Государственной премии Кабардино-Балкарии, члена-корреспондента Российской академии художеств, члена Союза художников СССР, профессора, академика Адыгской международной академии наук, руководителя творческой мастерской графики Российской академии художеств в Красноярске Германа Паштова.
В 1989 году Герман Паштов приехал в город на Енисее возглавить творческую мастерскую книжной графики в Красноярском государственном художественном институте, где стал преподавать технику ксилографии. Постепенно вокруг учителя сгруппировался круг молодых художников, влюбленных в красоту и изысканность гравюры на дереве.
Большой мастер гравировального дела, Герман Паштов своим примером привил любовь к ксилографии ученикам. По сути он возродил почти утраченное искусство. Не зря Сибирской школе ксилографии присвоили его имя. Сейчас многие «паштовцы» – видные художники, живущие в разных городах России и за рубежом, – продолжают развивать это удивительное искусство, передавая опыт следующим поколениям. Работы сибирских ксилографов отмечены медалями и дипломами, наградами международных выставок.
Одна из сильных сторон студии ксилографии Германа Паштова – книжная иллюстрация. Паштов сам много лет посвятил работе с книгой, он автор множества иллюстраций. Его подход – воспринимать книгу как целостное произведение, в котором важно все, от обложки и форзаца до шрифта. Настоящий книжный иллюстратор всегда в каком-то смысле – соавтор писателя.
Авторы представленных на выставке работ – академики Российской академии художеств, стажеры и выпускники творческих мастерских РАХ в Красноярске, члены Сибирской школы ксилографии, известные и начинающие мастера, о которых сам Герман Суфадинович сказал:
«Очень талантливые ребята. То, что вы видите – это работы высочайшей пробы. Вы нигде не найдете – ни в Москве, ни в Питере – таких иллюстраций к Астафьеву».
На вернисаже присутствовали гости из Красноярска – заслуженный художник РФ, председатель правления Красноярского отделения Союза художников России Сергей Форостовский (в 2021 году в галерее была его персональная выставка «Роман с Крымом») и художник-конструктор Дома искусств, член Союза художников России, участник выставки Антон Тхоренко. Они участвовали и в монтаже выставки.
Сергей Форостовский обратил внимание зрителей на то, что книжная иллюстрация – очень сложный вид искусства:
«Недостаточно просто прочитать книгу – надо придумать идею и подумать о сюжете. В книгах много сюжетных линий, и какую-то художник должен сделать главной, при этом держа в голове большое количество материала. Делаются десятки экскизов, на эту работу уходят месяцы. Талантливые иллюстрации из утилитарных вырастают до уровня станковой и выставочной графики».
У первых посетителей была уникальная возможность воочию увидеть, как создается ксилография – Антон Тхоренко продемонстрировал эту технику с помощью собственных деревянных заготовок, с которых были отпечатаны некоторые гравюры выставки. Желающие получили отпечатанные тут же открытки с видами Норильска и автографом автора.
Выставка «Миг и вечность за полярным кругом» будет работать до 27 октября ежедневно с 11:00 до 19:00 кроме понедельника, в пятницу с 13:00 до 21:00. Адрес художественной галереи – Талнахская, 78. Телефоны – 43-35-69 и 43-35-68 (касса). Действует Пушкинская карта.