«Два мыса, объятых туманом». Кураторский проект резидента PolArt Антона Вальковского (Владикавказ)

В Музее Норильска прошла презентация кураторского проекта Антона Вальковского «Два мыса, объятых туманом».

Выставка получилась камерной и при этом максимально наполненной семантически, непростой по смыслам – чтобы ее изучить, зрителю потребуются сосредоточенность и время.

Экспозиция создана в рамках Полярной арт-резиденции PolArt и представляет собой размышление о потенциале этнографического собрания Музея Норильска с позиций индигенной музеологии. Это отдельная область профессионализации, которая предполагает вовлечение представителей индигенных (коренных) народов в сугубо музейную работу – процессы описания, исследования, интерпретации и предъявления (экспонирования) культурно-антропологических коллекций.

Этнографическая и естественно-научная коллекция во многом формирует образ и облик музея. Это то, что зрители видят, например, входя в постоянную экспозицию «Территория» на первом этаже Музея Норильска, где представлены национальная одежда коренных народов Таймыра, предметы их культуры и быта.

Предметы нганасан, одного из пяти коренных малочисленных этносов Таймыра

Конечно, в витринах выставлена лишь небольшая часть того, что содержится в хранилищах. Как эти предметы попадают в музей? Что о них известно и что могут рассказать сами представители коренных этнических сообществ? Как надо хранить это наследие и предъявлять его на всеобщее обозрение? На эти вопросы отвечает своей выставкой-размышлением Антон Вальковский.

Антон Вальковский

Название «Два мыса, объятых туманом» символично, говорит куратор проекта:

«С описания местности начинаются нганасанские ситабы – эпические сказания нганасан. Ландшафт задает драматургию, диспозицию в привязке к героям: два мыса могут символизировать двух людей, два рода, два племени, два сообщества.

В исследовании, в пространстве экспозиции мы как бы заходим за эти два мыса, где от сообщества коренных народов выступают председатель семейно-родовой общины «Ня танса» («Нганасанская семья») Валерия Болгова и долганская мастерица, преподаватель Норильского колледжа искусств Виктория Попова. Другой «мыс» – это музейные сотрудники. Соединяет два «мыса» фигура дарителя – того, благодаря кому предметы попадают в музей. Таким образом через истории конкретных персоналий зрители увидят, как предметы мигрируют от сообществ происхождения в музейные собрания, и при этом музей не остается хранилищем вышедших из употребления вещей, а становится площадкой поддержки коренных сообществ и той институцией, которая помогает предметам соединяться с историями, в том числе семейными.

«Два мыса, объятых туманом» – пространство некой неопределенности, которое требует взаимных усилий по поиску путей навстречу друг другу. Выставка – жест почтения и уважения тем людям, которые совершают эти движения, прикладывают усилия к установлению дружбы, взаимопонимания и доверия между музеем и сообществами».

У тех, кто приходит на презентации проектов Полярной арт-резиденции, всегда есть уникальная возможность пообщаться с автором проекта и присоединиться к авторской экскурсии по выставке

Антон Вальковский находился в PolArt-резиденции больше месяца. Он работал с фондовыми предметами Музея Норильска, общался с музейщиками и представителями коренных таймырских этносов. Записал несколько больших видеоинтервью, которые стали частью его исследования – на экране зрители могут посмотреть и послушать самих героев выставки.

«Услышать живые голоса тоже важно, потому что когда мы попадаем в этнографические собрания, часто там представлено мало личной истории, этническое сообщество анонимизировано, представлено схематично, через этнографические типы. Поэтому принципиально было показать живых людей, которые занимаются воспроизводством и продолжением культурных практик. Истории, рассказанные ими, – самое ценное, что стоит за музейными предметами», – считает Антон Вальковский.

Все, что вошло в экспозицию Антона Вальковского, – образец музейного сотрудничества с живыми носителями индигенной культуры, благодаря которому абстрактные «ноунейм»-предметы обрели персональные истории. Через экспонаты можно погружаться в подробности.

Например, по объективным причинам (отсутствие фототехники) у коренных народов практически нет старых семейных фотографий. Фотоархивы представляют немалую ценность по восстановлению связей представителей сообществ с историей своих семей. О двух снимках из собрания Музея Норильска было известно только то, что они сделаны в мае 1985 года в поселке Новорыбная Хатангского района. Один называется «Портрет долганского мальчика с долганскими шахматами», другой – «Дедушкины шахматы».

Из Новорыбной родом и упомянутая выше долганская мастерица Виктория Попова. Благодаря помощи земляков ей удалось узнать имя мальчика – Николай Портнягин. В рамках выставки Виктория Ануфриевна также воссоздала одну из фигур долганской игры дуобат, изображенной на этих фотографиях.

«К слову о потенциале фотографий: достаточно виртуальный медиум – фотоснимок – мы попробовали трансформировать в материальный объект, продемонстрировав, что музей может становиться еще и основой для воспроизведения утерянных материальных практик», – поясняет Антон Вальковский.

Воссозданная по фотографиям шахматная фигурка. Работа долганской мастерицы Виктории Поповой

Выставка как бы проводит зрителя от одной персоны к другой, и вместе с тем через рассказанные героями истории показывает главные функции музея: от комплектования, учета и сохранения предметов локальных цивилизаций – через описания, исследования, интерпретации – к предъявлению экспонатов зрителю или научному сообществу.

Видеоинтервью с Викторией Поповой. Фрагмент экспозиции

Как хранить и показывать сакральные объекты – это тоже существенный момент: в каждой культуре есть свои стандарты. В нганасанской культуре пример такого особого обращения с предметами – идолы койко, материальное воплощение обожествленной сущности, покровители семьи и рода.

Для нганасан они – одушевленные и могущественные существа, и требуют уважительного обращения: если вы разбудили идола, надо провести ритуал кормления, если о чем-то его попросили – отблагодарить. Койко даже перевозят в специальных нартах, запряженных священными оленями.

«Индигенная музеология предполагает соединение очень жестких стандартов музейного хранения, зафиксированных в инструкциях, с индигенными протоколами, – отметил Антон Вальковский.  – На эту тему в мире накоплен достаточно большой опыт, свою систему разработал и научный сотрудник Музея Норильска Владимир Ларин, ставший первым хранителем нескольких идолов койко, переданных когда-то музею. Особое отношение к ним было одним из условий дарителей.

После ухода Владимира Владимировича из жизни в 2018 году протоколы заботы о койко продолжил поддерживать его коллега Дмитрий Шебалков. А если бы понадобилось экспонировать эти предметы, как это можно было бы сделать? На выставке мы с Дмитрием Алексеевичем представили одно из возможных решений – в виде инсталляции».

Антон Вальковский и Дмитрий Шебалков

Присутствовавший на открытии выставки заведующий отделом хранения Музея Норильска Дмитрий Шебалков пояснил, что инсталляция представляет собой три небольших ящика с отверстиями, через которые можно заглянуть внутрь – и увидеть койко:

«Здесь, конечно, не настоящие койко, а их изображения – настоящих идолов мы не беспокоили. В музеологии это называется демонстрированное утаивание – когда предмет явлен в экспозиции, но между ним и зрителем сохраняется дистанция. Такая инсталляция еще и подразумевает, что человек находится как будто один на один с этими идолами».

Директор Музея Норильска Наталья Федянина подчеркнула, что к музейным коллекциям обращались многие резиденты PolArt. Но впервые за почти десять лет работы Полярной арт-резиденции реализован кураторский проект в профессиональной музейной области:

«Арт-резиденция поддерживает современных художников, и с течением времени все ярче проявляется особенность PolArt, связанная с тем, что программу осуществляет именно музей. Художники, наши резиденты, работают с разными темами и смыслами, при этом часто обращаются к музейному собранию, что способствует актуализации наследия, оно по-настоящему живое и востребованное.

При этом обычно пополняется наша коллекция современного искусства. В этом же случае один из героев проекта, даритель – в этой роли выступает Михаил Волгин – вновь передаст ценные предметы в коллекцию этнографии. Кроме выставки-размышления Антона Вальковского о подходе к музейной работе с артефактами культуры коренных народов, в музее останется еще и вполне себе материальный след от исследовательского проекта».

Проект Антона Вальковского презентовали не в арт-резиденции, а в основном здании Музея Норильска, чтобы его смогли посмотреть как можно больше норильчан. У тех, кто пришел на открытие, как всегда, была уникальная возможность присоединиться к авторской экскурсии по выставке.

Антон Вальковский и директор Музея Норильска, куратор PolArt-резиденции Наталья Федянина

Экспозиция «Два мыса, объятых туманом» будет работать на Ленинском, 14, 3-й этаж, до конца июня. Билеты – в кассе и на сайте музея по ссылке. Для школьников и студентов действует Пушкинская карта. Телефон для справок 46-13-26.


Событие организовал Музей Норильска в рамках проекта «PolArt – AMMA», который реализуется при поддержке Фонда целевого капитала «Наш Норильск».

Автор фото: Екатерина Вышинская / Музей Норильска

В СМИ:

toggle icon