Возможно ли сделать нарисованное причудливое здание реальным? Воплотить архитектурную фантазию художника в жизнь? Зачем вообще создавать улицы и дома, которые существуют только на бумаге? Бумажная архитектура – это искусство утопии. Однако именно такие жанры дают безграничную волю фантазии, а в итоге что-то так или иначе оказывается воплощенным.
Новый выставочный проект представил куратор, один из лидеров новосибирских «бумажных архитекторов», участник российской арт-группы «Синие носы» Вячеслав Мизин. Основу экспозиции составляет именно новосибирская графика, но есть и работы, которые находятся на постоянном хранении в Музее Норильска – это эскиз ансамбля Октябрьской площади и проект Дома промышленности (здания управления комбината) Витольда Непокойчицкого.
«Благодаря норильским экспонатам получилась первая выставка северной бумажной архитектуры музейного уровня, – отметил Вячеслав Мизин. – Я рад, что это произошло в Норильске – тоже принципиально фантастическом городе, который производит сильное впечатление как раз архитектурным диапазоном – от ампира до советского модернизма. И все это – реализованные мечты. То есть нельзя сказать, что бумажная архитектура никогда не была и не должна быть построена. Например, проекты 1920-30-х годов, сделанные для бумаги как фантастические, оказали огромное влияние на реальную советскую архитектуру».
На закате СССР, в переходные 1980-е, жанр пережил очередное возрождение: архитекторы, не находя себе практического применения, начали активно создавать утопические проекты. Сибирские бумажники проектировали внеземные поселения человечества, кинотеатры-утюги, поселки-гуси и космические коровники. Но Вячеслав Мизин отмечает, что тематику экспозиции не стоит сводить только к сибирским выдумкам:
«Выставка масштабная по географии, и сами фантазии очень серьезные. Один из разделов, который мне особенно нравится – иронические плакаты, посвященные тому, в чем сейчас сидят наши дети и что у каждого из нас в телефоне – это мем-архитектура, сторис-архитектура, стикер-архитектура. То, что и должно стать будущей фантастической архитектурой».
Всего для экспонирования отобрали 101 работу. Среди авторов – архитекторы Александра и Елизавета Шипковы, Виктор Смышляев, Андрей Кузнецов, Андрей Чернов, Сергей Гребенников, Иван Шалмин, Дмитрий Иванов, Евгений Буров, Александр Ложкин, Антон Карманов, Арсений Тоскин. Выставка оказалась очень уместна в Норильске именно сейчас, когда город громко заявляет о своей реновации.
«Норильск никогда не переставал мечтать о будущем, а сейчас особенно мечтает. Те же супер-дома с атриумами, разработанные в рамках мастер-плана города – что это, как не придуманные когда-то норильскими архитекторами поляры, о которых бесконечно мечтали, которые бесконечно рисовали. Мы ждем, что это когда-нибудь будет», – считает директор музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска» Наталья Федянина.
Посетители смогут почерпнуть много информации и из большой «Антологии бумажной архитектуры» Юрия Аввакумова – в книге есть что почитать и что порассматривать. Именно Юрий Аввакумов придумал когда-то сам термин «бумажная архитектура» – для обозначения концептуального проектирования, которое стало серьезным художественным направлением.
Выставка доступна для посещения каждый день кроме понедельника с 11.00 до 19.00, в пятницу – с 13.00 до 21.00. Записаться на экскурсии можно по телефону 46-13-27.