В библиотеке Шанинки в Москве состоялась презентация книги «Практики соучастия в музеях», изданной Музеем Норильска

Что такое соучастие и зачем оно необходимо современному музею? Кто те люди, которые со-участвуют в музейной работе? Почему музеи становятся все более междисциплинарным местом, вовлекая в свою сферу архитектуру, градостроительство, театр и даже антропологию?

На эти и другие вопросы отвечают авторы сборника «Практики соучастия в музеях», изданного Музеем Норильска под редакцией известного музеолога, кандидата исторических наук, доцента Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН, Шанинка) Михаила Гнедовского. В библиотеке Шанинки в Москве при участии ИКОМ России и Центра изучения культурных стратегий и креативных практик МВШСЭН состоялась презентация книги.

В России немного издается современной специализированной литературы такого рода. Музейные технологии и методики активно меняются и наращиваются, но новые формы и практики просто не успевают документировать, анализировать и оформлять в виде пособий, ведь работа над серьезной книгой требует значительных сил и времени. Сборник Музея Норильска на актуальную тему включения принципа соучастия в музейное проектирование и в целом в музейную повестку стал заметным событием в профессиональном мире.

Замысел создать эту книгу возник в 2020 году, когда Музей Норильска начал реализацию проекта «Музей города – всем городом» при грантовой поддержке со стороны программы «Музей. Сила места» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Музей шел в проекте непроторенной тропой проектирования своего будущего с привлечением не только профессиональной экспертизы, но и заинтересованных горожан. Для работы над проектом был исследован и зарубежный опыт, и существующие в стране практики соучастия.

Руководителем проекта и инициатором издания книги стала директор музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска» Наталья Федянина, которая и сама выступила в числе авторов сборника. Идея сделать продолжением проектной работы публикацию профессионального издания нашла поддержку в музейных кругах. Свою точку зрения на принципы соучастия и их место в музейном деле высказывают также другие ведущие российские эксперты – музейный проектировщик Андрей Рымарь (Москва), куратор Дарья Агапова (Санкт-Петербург), заместитель директора по развитию Пермского краеведческого музея Юлия Глазырина, автор и куратор проектов в логике культуры участия Сергей Каменский, заведующий научно-экспозиционным отделом архитектурно-этнографического музея «Семёнково» Дмитрий Мухин (Вологодская область), старший научный сотрудник Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова Татьяна Назаренко, социальный антрополог, куратор Алевтина Бородулина (Москва). 

Презентация сборника в Шанинке прошла в виде дискуссии «Практики соучастия и трансформация музейной профессии». В профессиональном диспуте приняли участие как авторы сборника, так и другие сопредельные с музейной деятельностью специалисты – антропологи, архитекторы, музейные проектировщики.

На прямой связи заведующий научно-экспозиционным отделом архитектурно-этнографического музея «Семёнково» Дмитрий Мухин, за столом слева направо антропологи Павел Куприянов и Алевтина Бородулина, Наталья Федянина, Михаил Гнедовский

Модератор дискуссии и редактор сборника Михаил Гнедовский считает, что в современных музейных реалиях под воздействием соучастных подходов трансформируется и сама музейная профессия, потому что музейщик вне соучастного подхода и музейщик внутри него – две совершенно разные фигуры. Последний – еще и коммьюнити-менеджер, коммуникатор:

«Грубо говоря, традиционные представления о музейной профессии заключаются в том, что в биологическом музее работают биологи, в историческом историки, в литературном – филологи. Мне кажется, общий вектор эволюции музейной профессий направлен от предметных специалистов к коммуникационным.  Коммуникатор – не историк и не биолог, но он может наладить взаимодействие историка с биологом и их всех вместе – с обычным человеком».

Михаил Гнедовский

Издание сборника «Практики соучастия в музеях» само по себе – пример соучастной работы: авторы как бы сели за импровизированный круглый стол. Общим вердиктом этой заочной экспертной сессии стало утверждение перспективности соучастного подхода – как для музейной аудитории и городских социумов, так и для самих музеев. Связность в обществе, умение слышать и принимать друг друга, договариваться, искать компромиссы, объединяться сегодня как никогда становится максимально важным свойством, считает Наталья Федянина:

«Когда речь идет об общественных компромиссах, это и есть искомые практики соучастия. Включенность человека в события и в развитие сообщества считается одним из ключевых критериев качества жизни – важно ощущать, что ты имеешь возможность влиять на собственное и общее будущее.

Платформой для объединения, для общей деятельности должна быть разделяемая, актуальная, значимая цель. Например, лежащая сегодня как будто где-то за горизонтом цель создания нового музея. В действительности – не малость. Даже сам процесс движения к такой цели дает смысл и надежду его участникам. А если посмотреть на него стратегически, то чувство значимости и ответственности возрастает многократно».

Музей Норильска не первый год занимается издательской деятельностью. Из последних книг: линейка каталогов – рукописные воспоминания архитектора Витольда Непокойчицкого, в которых описан уникальный опыт градостроительства на вечной мерзлоте, и альбом наследия известного норильского графика Анатолия Шульжинского; два издания современного путеводителя «Норильск. Таймыр» в партнерстве с издательством Press Pass; монография «Конструктивный мир. Мечты о пространстве. Александр Родченко и его круг», изданная в партнерстве с РГХПУ имени С.Г. Строганова по итогам совместной выставки. Сборник «Практики соучастия в музеях» из серии просветительско-профессиональной литературы – новый шаг в книгоиздательском направлении.

Все участники презентации в библиотеке Шанинки получили первые экземпляры книги. Заказать сборник можно также, заполнив заявку на сайте Музея Норильска.

Фото Натальи Федяниной и Али Кузнецовой