В Музее Норильска (Ленинский проспект, 14) открылась выставка к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Блокадный Ленинград дал человечеству запредельный трагический опыт, у которого нет аналогов. Хотя о Ленинграде советские идеологи долгое время говорили исключительно как о городе-герое, но не городе-мученике: даже на Нюрнбергском процессе среди свидетельств обвинения блокада Ленинграда не проходила как преступление против человечности. Со временем историкам открывают все больше архивов, они получают доступ к новым материалам и данным. Но о самой кошмарной в истории современной цивилизации осаде города мы все еще знаем очень мало.
Одними из самых ценных источников повседневной, «неофициальной» правды о блокаде стали дневники жителей Ленинграда – и их рисунки (известно, что фотографировать на улицах тогда могли только военкоры – любительская фотосъемка была запрещена). На выставке «Блокада Ленинграда в графике» представлена 31 работа из художественного собрания Музея Норильска. Это литографии, офорты и гравюры, которые Норильская художественная галерея в разные годы приобрела у самих авторов или получила в дар. Собственную графическую «блокадную книгу» создали Виталий Тамбовцев, Евгений Коньков, Олег Кукушкин, Адриан Каплун, Юрий Непринцев, Елизавета Айзенштадт, Николай Лаков. Каждый из этих художников как-то связан с Ленинградом, родился там, жил или учился, а большинство из них прошли через блокаду.
Значительную часть экспонатов – 19 автолитографий и гравюр на картоне – выполнила Елена Марттила (1923 – 2022). Ее имя известно жителям современного Санкт-Петербурга так же хорошо, как имя Ефросинии Керсновской – жителям Норильска.
Елена Оскаровна Марттила родилась в Петрограде. В 1941 году окончила школу и собиралась поступать в художественное училище. За два дня до вступительных экзаменов началась война.
В осажденном Ленинграде Елена Марттила работала медсестрой в госпитале, помогала эвакуировать детей. И не прекращала рисовать – каждый день делала наброски в тетрадях или на газетах, по живым впечатлениям, сохраняя свидетельства увиденного. Блокада стала главной темой ее творчества. Как рассказывала потом сама художница, рисование буквально помогло ей выжить: во время наиболее трудной зимы 1941-42 года девушка тяжело болела и чуть не умерла, но в самый страшный момент решила уйти «как художник – с кистью в руках». По ее словам, именно это спасло ей жизнь:
«Однажды я поняла, что до утра не дотяну и, если лягу, встать уже не смогу. Я взяла лист бумаги, кисть и, увидев себя в маленьком зеркальце, решила рисовать то, что вижу, лишь бы рисовать. Коптилка слабо мерцала, а я уже увлеклась и не хотела думать о смерти. Пока я водила кистью, прошла ночь».
После войны Елена Марттила с отличием окончила Ленинградское художественное училище. Там же преподавала. В 1960-х придумала, как переработать свои блокадные наброски – с помощью метода гравюры на картоне. Но ее документальное творчество не соответствовало идеологическим стандартам советского времени. Это было неофициальное искусство. По воспоминаниям художницы, представитель горкома партии даже рекомендовал ей уничтожить рисунки на военную тему, сказав: «Никакого голода и страданий не было, а была героическая защита города, вот это и рисуйте». В Союз художников Марттилу приняли только когда ей было уже 58 лет. Сейчас ее работы хранятся в Государственном Русском музее, в галереях, музеях и частных коллекциях по всему миру.
Одна из гравюр Елены Марттилы, представленных в Музее Норильска, называется «Интерьер»: в центре – печка-буржуйка, жестяная труба которой выходит в окно, заклеенное крест-накрест – так укрепляли стекла от взрывных волн, на полу – разобранные доски паркета, над кроватью – диск радиотранслятора. Широко известным стал ее портрет Дмитрия Шостаковича, чье имя у ленинградцев-петербуржцев теперь навсегда связано со знаменитой симфонией №7 – «Ленинградской». А в работе под названием «Добегу» Елена Марттила изобразила свою одноклассницу Валю Ермолаеву.
«До войны мы вместе встречали Новый год, ходили в театр. Она осталась без родителей и жила недалеко от меня, мы встречались иногда, – вспоминала художница. – Была тревога, надо было быть в бомбоубежище. Я говорю: «Валя, ты спрячься!» Она говорит: «Я добегу». И не добежала. Она умерла в апреле 1942 года».
Каждый экспонат выставки «Блокада Ленинграда в графике» рассказывает о реальных эпизодах тех дней, а вся она в целом – о том, как люди жили под непрерывные звуки воздушной тревоги в городе, скованном холодом, голодом и ужасом. В городе-герое, где вероятность умереть была не меньше, чем на фронте. В городе-мученике, где многое нельзя и невозможно оценивать по меркам мирного времени, но где победила стойкость и возвышенность человеческого духа.
Экспозиция в выставочном зале третьего этажа музея будет работать до конца марта ежедневно с 11 до 19 часов кроме понедельника, в пятницу с 13 до 21 часа. Действует Пушкинская карта. Запись на экскурсии и справки по телефону 46-13-27.
#музейнорильска #выставка #блокадаленинграда #графика