Рубрики
PolArt Выставки

«Письма в прошлое». Выставка по итогам авторского проекта дуэта SashaPasha

Итоги авторского проекта Александры и Павла Ротц – творческого дуэта Sasha Pasha

28 февраля в Полярной арт-резиденции PolArt (Б.Хмельницкого, 1, 4 подъезд, цоколь) открылась выставка по итогам авторского проекта «Письма в прошлое» Александры и Павла Ротц – творческого дуэта Sasha Pasha. Антиутопия об исторической памяти города и его жителей.

Норильский проект «Письма в прошлое», посвященный травматическим воспоминаниям о прошлом заполярного города, стал завершающим этапом в пятилетнем исследовании художников о ГУЛАГе. В его географию вошли территории Соловецких островов и Беломорканала, пересыльных лагерей Владивостока и Находки. Дуэт исследовал торфоразработки Горьковского ГУЛАГа в Нижегородской области, побывал с экспедицией в Архангельске, Пинеге и Северодвинске. Однако, художники признаются, что, работая с этой темой в Норильске, они ощущают особую ответственность. По их мнению, в этом городе память о ГУЛАГе наиболее живая и объемная в сравнении с другими территориями.

В работе над проектом SASHAPASHA использовали метод художественного исследования – Artistic Research. В течение двух недель резиденты пристально изучали различные сферы жизни города и региона. Интенсивное погружение в среду стало для них способом физического проживания и переработки коллективной травматической памяти.

Тема воспоминаний привела дуэт к вопросу о природе времени. Так, поиск максимально простого универсального языка для межвременной связи стал ключевой идеей проекта. Работая в Норильске с тематикой времени, художники не могли оставить в стороне фигуру Николая Козырева, чьи идеи о материальности и неоднородности времени делают «Письма в прошлое» возможными.

Основным медиумом в работе дуэта в заполярном городе стала вышивка. В ГУЛАГе сообщение на ткани было способом связи с внешним миром, возможностью скоротать время, а иногда и средством заработка. Авторов также заинтересовал потенциал вышивки как народного ремесла — носителя национальной культуры. Подобно семенам растений, культурные коды разных национальных традиций прорастали на скудной почве ГУЛАГа, создавая уникальную экосистему.

Точкой отсчета для проекта стали «капсулы времени», послания советской молодежи комсомольцам будущего, многие из которых были вскрыты и опубликованы недавно, в год столетия Октябрьской революции. Проект строится вокруг противопоставления заряженных оптимизмом комсомольских посланий и писем заключенных ГУЛАГа — истинных строителей социализма. Письма будущим поколениям из советских лагерей регулярно находят при реконструкции объектов строек времен существования ГУЛАГа.

Огненно-прекрасное будущее, описываемое комсомольцами середины века, оказалось утопией. Проект «Письма в прошлое» — это попытка поставить на паузу потерявшую цель машину прогресса и, отразив в зеркальной поверхности целеустремленный взгляд строителей рая на земле, развернуть его в прошлое. Не ностальгический взгляд и не взгляд сожаления, но активный взгляд способный осветить прошлое лучом своего внимания.

Выставка будет доступна для просмотра после снятия ограничительных мер.