27 февраля 2020 года Музей Норильска (Ленинский, 14) открыл выставку к 110-летию со дня рождения главного архитектора проекта Норильска, кандидата архитектуры, лауреата Ленинской премии Витольда Станиславовича Непокойчицкого. В экспозиции представлены материалы из фондов Музея Норильска, в том числе последние поступления из семейного архива В.С. Непокойчицкого, а также материалы из Норильского городского архива.
Дата для презентации нового выставочного проекта выбрана не случайно. В день, когда родился выдающийся архитектор Норильска, подаривший городу архитектурную мечту, воплощенную в жизнь, его первоначальный облик в 1940-1943 годах, музей предлагает вспомнить имя, проекты и судьбу Витольда Станиславовича Непокойчицкого. Автор ряда норильских архитектурных проектов, победитель многочисленных профессиональных конкурсов, Лауреат Ленинской премии в числе одиннадцати специалистов за внедрение прогрессивных методов при строительстве заполярного Норильского комбината и самого Норильска в условиях вечной мерзлоты. Городу Непокойчицкий посвятил 34 года своей жизни и оставил неоценимый вклад в его становление и развитие, глубокий след в истории Норильска.
Материалы музейного комплекса, посвященного Витольду Станиславовичу Непокойчицкому, так широко будут представлены впервые. Часть передана музею самим архитектором в 1985 году, самые последние поступления 2018 года – из семейного архива дочери Елены Витольдовны Подольской. В юбилейной выставке музей представит результаты труда главного норильского архитектора за тридцать лет его деятельности, а также покажет выдающуюся личность с другой, неожиданной для многих современников стороны. Тундровик, увлеченный художник и мастер художественной фотографии, Витольд Станиславович Непокойчицкий, таким его знали родные, самые близкие друзья и коллеги. А еще мастер слова. О многочисленных увлечениях архитектора в экспозиции расскажет серия акварелей руки Непокойчицкого, фотографии 1940-х годов, к слову, по ним сегодня мы имеем представление о первоначальном облике Норильска и Дудинки, а также тетради с дневниковыми и мемуарными записями художника-фотографа-рыболова.
«20 мая 1951 года: Были на Щучьей. На склонах снег держится хорошо, на мелких местах – протаивает. Фотографировал Лиду – речку. Негативы очень хорошие. Диафрагма 1/9, выдержка 10, 1800. Экспозиция по экспонометру».
«Экспозиция по экспонометру» — фраза из дневников Витольда Станиславовича дала название юбилейной выставке. Правильная экспозиция позволяет получить хорошую фотографию. Класс фотографа определяет его умение снять кадр с правильной экспозицией в любых условиях освещения. Для музейщика экспозиция – искусство размещения предметов, выставляемых для обозрения, способ презентации информации и раскрытия темы. Правильная экспозиция – верная спутница творческого человека, обладающего внутренним «экспонометром» — вкусом, стилем, опытом и талантом. В век, когда все фотографируют всё, посетителю выставки откроются творческие искания Витольда Станиславовича Непокойчицкого – художника, фотографа, экспозиция на снимках и акварелях которого с сияющим мартовским солнцем и снегом или низким солнцем полярного дня «поймана» не одним только экспонометром.
Экскурсии и справки: 46-13-26, 46-13-27.
Выставка будет доступна для просмотра после снятия ограничительных мер.