Новая формула города в карандаше и пастели: выставка «Норильск = терра инкогнита»

Под занавес года Полярная арт-резиденция PolArt Музея Норильска представила заключительный проект сезона-2023 – выставку абстрактной графики «Норильск = терра инкогнита». Автор – иллюстратор, графический дизайнер из Москвы Елена Поповская.

За три недели жизни на «неизвестной земле» в качестве арт-резидента художница сложила собственную внутреннюю картину о Норильске. Обрывочные, привнесенные извне стереотипы о нем трансформировались в собственные представления, образы и смыслы.

Елена Поповская на открытии выставки

В незнакомом городе, даже если тебе навязали в чем-то искаженное и поверхностное представление о нем, можно сделать много впечатляющих открытий – если захотеть. А такое желание – один из главных мотиваторов для каждого резидента PolArt. Побывав на Норильской Голгофе, посещая публичные места, много гуляя по улицам, Елена Поповская старалась уловить дух и характер этого места, зафиксировать материальное и нематериальное, настроение и очертания, собирала свой «имаджинариум». Чтобы потом воплотить его на бумаге.

Гости вернисажа

Многое фиксировалось само собой, случайно. Например, одну из ее работ, на которой изображены как бы наслоенные друг на друга силуэты людей в зимней одежде, сопровождает такой текст:

«Когда я только приехала в Норильск, было очень холодно, люди на улицах попадались редко, и все они были замотаны в шарфы и капюшоны. Но потом потеплело, и оказалось, что город полон людей. Особенно меня поразил мальчик, бегавший по двору за целлофановым мешком, несмотря на жуткий ветер».

Люди, противостоящие стихии, «танцующий» в воздухе целлофановый пакет и дети, играющие на улице несмотря на актировку, – обыденность для жителя одного из самых ветреных городов планеты. А для художника – смысловой акцент.

Елена Поповская говорит, что в результате ее художественного исследования облик Норильска получился не драматическим, а скорее мистическим. Особенно если учесть, что вокруг снежно, полярная ночь, и почти круглосуточно улицы излучают разноцветный искусственный свет: декабрьская иллюминация, фонари, фары автомобилей, архитектурная подсветка на фасадах, ярко-розовые лампы в окнах цветоводов – все это сливается в многоголосный сияющий «хор».

Удивили Елену Поповскую и знаменитые норильские лимонные дома с их непарадными фасадами во дворах:

«Когда заходишь во двор, а там пятнистый «леопардовый» дом, то обращаешь внимание уже не на диссонанс и какой-то непорядок, а видишь в этом свой вайб, странную мистику».

Образ такого здания она воплотила в лаконичной и почти полностью ассоциативной работе, но практически все гости выставки поняли этот шифр.

Всего на вернисаже представлены 16 работ, выполненных в технике графитного карандаша и пастели.

«В таком объеме и погружении в контекст для меня это – первая резиденция, – поделилась автор. – Подобная творческая практика очень полезна, она дает возможность художнику понять важные вещи, и смысловые, и чисто технические. Это был хороший опыт. Приезжайте в Норильск – здесь интересно».

К слову, заявки от художников на 2024 год PolArt-резиденция принимает до 15 января. Елена Поповская также выразила благодарность отзывчивой публике – «тем, кто пришел на воркшоп и не манкировал – честно делал со мной коллажи».

Коллажи, выполненные норильчанами на воркшопе, стали частью выставки. Из них получился и приятный дизайнерский подарок для каждого посетителя – цифровой календарь на 2024 год: страницы можно распечатать, а можно использовать как заставки на телефон.