Под занавес года Полярная арт-резиденция PolArt Музея Норильска представила заключительный проект сезона-2023 – выставку абстрактной графики «Норильск = терра инкогнита». Автор – иллюстратор, графический дизайнер из Москвы Елена Поповская.
За три недели жизни на «неизвестной земле» в качестве арт-резидента художница сложила собственную внутреннюю картину о Норильске. Обрывочные, привнесенные извне стереотипы о нем трансформировались в собственные представления, образы и смыслы.
В незнакомом городе, даже если тебе навязали в чем-то искаженное и поверхностное представление о нем, можно сделать много впечатляющих открытий – если захотеть. А такое желание – один из главных мотиваторов для каждого резидента PolArt. Побывав на Норильской Голгофе, посещая публичные места, много гуляя по улицам, Елена Поповская старалась уловить дух и характер этого места, зафиксировать материальное и нематериальное, настроение и очертания, собирала свой «имаджинариум». Чтобы потом воплотить его на бумаге.
Многое фиксировалось само собой, случайно. Например, одну из ее работ, на которой изображены как бы наслоенные друг на друга силуэты людей в зимней одежде, сопровождает такой текст:
«Когда я только приехала в Норильск, было очень холодно, люди на улицах попадались редко, и все они были замотаны в шарфы и капюшоны. Но потом потеплело, и оказалось, что город полон людей. Особенно меня поразил мальчик, бегавший по двору за целлофановым мешком, несмотря на жуткий ветер».
Люди, противостоящие стихии, «танцующий» в воздухе целлофановый пакет и дети, играющие на улице несмотря на актировку, – обыденность для жителя одного из самых ветреных городов планеты. А для художника – смысловой акцент.
Елена Поповская говорит, что в результате ее художественного исследования облик Норильска получился не драматическим, а скорее мистическим. Особенно если учесть, что вокруг снежно, полярная ночь, и почти круглосуточно улицы излучают разноцветный искусственный свет: декабрьская иллюминация, фонари, фары автомобилей, архитектурная подсветка на фасадах, ярко-розовые лампы в окнах цветоводов – все это сливается в многоголосный сияющий «хор».
Удивили Елену Поповскую и знаменитые норильские лимонные дома с их непарадными фасадами во дворах:
«Когда заходишь во двор, а там пятнистый «леопардовый» дом, то обращаешь внимание уже не на диссонанс и какой-то непорядок, а видишь в этом свой вайб, странную мистику».
Образ такого здания она воплотила в лаконичной и почти полностью ассоциативной работе, но практически все гости выставки поняли этот шифр.
Всего на вернисаже представлены 16 работ, выполненных в технике графитного карандаша и пастели.
«В таком объеме и погружении в контекст для меня это – первая резиденция, – поделилась автор. – Подобная творческая практика очень полезна, она дает возможность художнику понять важные вещи, и смысловые, и чисто технические. Это был хороший опыт. Приезжайте в Норильск – здесь интересно».
К слову, заявки от художников на 2024 год PolArt-резиденция принимает до 15 января. Елена Поповская также выразила благодарность отзывчивой публике – «тем, кто пришел на воркшоп и не манкировал – честно делал со мной коллажи».
Коллажи, выполненные норильчанами на воркшопе, стали частью выставки. Из них получился и приятный дизайнерский подарок для каждого посетителя – цифровой календарь на 2024 год: страницы можно распечатать, а можно использовать как заставки на телефон.