«Ворон белый и ворон темный». Фотоистория о коренных народах Таймыра в работах Владимира Севриновского

С 5 февраля в Музее Норильска (Ленинский, 14) начинает свою работу исследовательский фотопроект «Ворон белый и ворон темный» Владимира Севриновского, этнического журналиста, фотографа, продюсера и фиксера документального кино и книг (Москва). Выставка покажет результат почти полугодовой работы автора с тематикой Севера и местных этносов.

В области интересов путешественника и независимого журналиста Владимира Севриновского – регионы России. Каждый он посетил, чтобы увидеть страну во всем ее многообразии. Написал десятки статей, удостоенных журналистских премий, в качестве иллюстраций к ним — собственные снимки. Автор таких авторитетных изданий, как «Русский репортер», ТАСС, National Geographic, Bird in Flight и других. В своих проектах журналист рассказывает о жизни и культуре народов страны. Один из самых известных – «Люди на карте. Россия: от края до крайности», сборник путевых заметок и документальных очерков с «голосами» жителей мегаполисов и сел от Чечни до Чукотки. Истории из разных регионов перекликаются друг с другом, кажущиеся противоречия оборачиваются смысловыми рифмами, связывающими страну воедино.

Таймыр стал следующей точкой в масштабном исследовании Владимира Севриновского. Осенью прошлого года он отправился в экспедицию в Волочанку вслед за последними кочевыми охотниками-оленеводами, чтобы успеть лично познакомиться с представителями исчезающих этносов. О планах журналиста тогда узнали норильчане на встрече в PolArt-резиденции и ждали возвращения автора с историями и снимками по итогам проекта.

 «Поселок Волочанка находится посреди Таймыра, на полпути от Дудинки до Хатанги. Около половины его жителей – долганы, тюркский народ, родственный якутам. Другая половина – нганасаны, носители языка самодийской группы. Эти коренные обитатели Таймыра издавна занимались кочевой охотой. На полуострове, славящемся металлургией, они первыми начали выплавлять металл. По официальным данным, долган осталось менее 8 тысяч, а нганасан – менее 900 человек. Из них нганасанским языком владеет около сотниТрадиции трансформируются – теперь охотники уходят в тундру не аргишем из оленьих упряжек, а караваном снегоходов. В балках горит свет и работают телевизоры – электричество для них дают ветряки и солнечные батареи. Охота обеспечивает жителям Волочанки хороший доход, удерживает их от переезда в город, но и она не вечна… По прогнозам ученых, дикий северный олень, на которого охотятся коренные народы, может исчезнуть уже в ближайшие годы – из-за глобального потепления, загрязнения среды и браконьерства. Тогда традиционный образ жизни будет утрачен окончательно.

Не стоит его идеализировать – как и все на свете, он имеет и светлую, и темную сторону. Но если культура арктических охотников бесследно исчезнет, наш общий мир станет беднее. Без взгляда первооткрывателей полуострова, их особых отношений с природой, человечество больше не сможет видеть Таймыр во всей полноте. Давно умолкли бубны шаманов из рода ворона, умеющих перерождаться. Но сейчас все коренные малочисленные народы Севера подошли к границе великой трансформации. Эта выставка – попытка взглянуть на долган и нганасан в критический, переломный момент. Не случайно и фотографии получились такими – то светлыми, то темными» — Владимир Севриновский о выставочном проекте.

Напоминаем, в музее действует масочный режим и социальная дистанция.

МВК «Музей Норильска»

Ленинский пр., 14.

Тел. (3919) 46-06-46

Часы работы: с 11.00 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

В пятницу – с 13.00 до 21.00.

Музей Норильска расскажет о коренных народах Таймыра в фотографиях. Заполярная правда, 3.02.2021

В норильском музее появится фотоистория о коренных народах Таймыра. «Медиакомпания «Северный город», 3.02.2021

Фотовыставку журналиста Владимира Севриновского представили в музее Норильска. Таймырский телеграф, 9.02.2021