В Художественной галерее МВК «Музей Норильска» продолжает свою работу выставка «Строители новой жизни», посвященная искусству социалистического реализма 1930-1950-х годов. На экспозиции будут представлены 23 произведения живописи из собрания Государственного Русского музея, в том числе работы Исаака Бродского, Константина Юона, Александра Самохвалова, Александра Дейнеки, Аркадия Пластова и других крупнейших мастеров отечественного искусства первой половины ХХ века. Это второй выставочный проект Русского музея в Норильске в рамках межмузейного сотрудничества.
Советское изобразительное искусство и наши представления о нем прочно связаны с понятием «социалистический реализм» — стилем, который монопольно господствовал более двух десятилетий. Согласно партийным требованиям, этого творческого метода должны были придерживаться все советские художники, ведь их произведения были призваны служить пропаганде социалистического строя, его побед и достижений. В качестве канона утверждалось идейное воспитание человека в духе социализма, изображение действительности в ее революционном развитии. Соцреализм позиционировался как стиль тоталитарной утопии, полностью исключающий любую критику. В основе лежали принципы народности, идейности и конкретности изображаемого в искусстве. В творчестве крупнейших мастеров живописи 1930-1950-х можно увидеть темы и сюжеты, соответствовавшие требованиям новой идеологии: расцвет индустриального пейзажа, стройки-гиганты, машины, радость труда, прогресс и спорт. Изображениям труда следовало придавать черты героического подвига, ведь им отводилась важная агитационная роль. Главными героями произведений становились молодые и сильные строители будущего. На советской художественной арене официально существовал один союз художников и один творческий метод, соцреализм, в рамках которого создавались экспрессивные, тяготевшие к монументальности романтизированные образы обновленной жизни.
На выставке в Норильске представлены произведения соцреализма 1930-1950-х годов – классика этого жанра. В отсутствие больших «официальных» полотен с участием партийных руководителей выставка представляет тогдашнее советское искусство в его наиболее человечных проявлениях. Образы людей труда и молодежи не только соответствовали государственной задаче воспитания нового советского человека, но и искренне вдохновляли художников. В них отразились не столько амбиции власти, сколько мечты и надежды простых людей, живших в ту непростую эпоху. Это соцреализм с человеческим лицом: 24 произведения живописи 21 автора, в числе которых Исаак Бродский, Константин Юон, Александр Дейнека, Александр Самохвалов, Самуил Адливанкин, Израиль Лизак, Георгий Бибиков, Аркадий Пластов и другие. Самая ранняя работа датируется началом 1930-х – «Литейщики» советского художника-графика и живописца Петра Осолодкова. В сюжетах картин – настроение неизбежной победы социализма, признаки свершившегося будущего уже в настоящем. Полотна мастеров живописи фиксируют особое течение времени: настоящее и есть будущее, за которым нет никакого следующего будущего. Это соцреализм на своем высшем пике – лучшая версия страны, которой больше нет.
Вход на открытие выставки свободный с соблюдением масочного режима и социальной дистанции.
Выставка будет открыта до 19 сентября
Часы работы: с 11.00 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника. В пятницу – с 13.00 до 21.00.