16 октября открытие выставки «Конструктивный мир. Мечты о пространстве» Александр Родченко и его круг

Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска»
представляет выставочный проект
из коллекции музея Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова и
архива семьи Александра Родченко и Варвары Степановой
Конструктивный мир. Мечты о пространстве.
Александр Родченко и его круг

Живопись, графика, дизайн и фотография. Более двух сотен работ Александра Родченко, Захара Быкова, Ольги Розановой и других (1910-1930е). А также фотоработы Александра Александрова «В поисках Родченко» (Норильск, 2015-2017)
Даты: 17 октября 2018 – 20 января 2019
Открытие 16 октября в 18.30
Место: Художественная галерея МВК «Музей Норильска» (Норильск, Талнахская, 78)
Со-кураторы проекта: Кирилл Гаврилин, Александр Лаврентьев, Наталья Федянина, Екатерина Лаврентьева
В центре проекта творчество одного из творцов русского конструктивизма, мастера русского авангарда, выдающегося фотографа, пионера дизайна, универсального художника-провидца многих современных форм искусства – Александра Родченко. Выставка охватывает яркий период его жизни, связанный с творчеством новых предметных форм и основанием отечественной школы дизайна. В течение 10 лет с 1920 по 1930 год он преподавал в новаторской школе нового типа: ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, созданной на базе Императорского Строгановского училища и ставшей прообразом многих современных школ архитектуры и дизайна во всем мире.
Эстафету новаторства Родченко подхватила не только его супруга, «амазонка» русского авангарда Варвара Степанова, но и один из учеников, Захар Быков, ставший впоследствии ректором воссозданной после войны в 1945 году Строгановской школы. Многие темы и объекты творчества Александра Родченко так или иначе связаны со школой, учениками, деятелями культуры 1920-1930-х годов.
В представленную коллекцию произведений живописи, графики, дизайна и фотографии Родченко вплетаются и выполненные под его руководством ученические проекты Захара Быкова, и уникальный пример самых первых поисков новой стилистики русского авангарда в предметном дизайне. Речь идет о супрематической аппликации, выполненной по эскизам художницы Ольги Розановой, участвовавшей вместе с Казимиром Малевичем в уникальном проекте Наталии Давыдовой по созданию предметов декоративного искусства крестьянками деревни Вербовка Киевской губернии на основе эскизов художников русского авангарда.
Центральной темой проектного и фотографического творчества Родченко был город. Он мечтал о городах будущего, построенных по последнему слову техники, с невероятными мачтами, башнями и воздушными переходами, с пролетающими над городом на самолетах и дирижаблях пассажирами. Его пространственные структуры похожи на фантастические космические корабли. Он мечтал о новых способах информации и рекламы с использованием света и радио и воплощал свои мечты в остроумных плакатах и запоминающихся книжных обложках. Он любил свой город, Москву, и оставил нам яркие, динамичные снимки. Спешат прохожие, звеня, проезжают трамваи. В этот городской ритм вплетаются звуки из радиорепродуктора или гудки скорой помощи, шум подъезжающих к остановке автобусов.
Москва в творчестве Родченко это не патриархальная столица, но прежде всего, современный индустриальный динамично развивающийся город, устремленный в будущее. В смелых ракурсах высотных зданий небо, перечеркнутое проводами, фабричными трубами и лестницами, устремленными вверх, летательными аппаратами, приходящими на смену наземному транспорту.
Ученики Родченко прославились как созидатели отечественной культуры: проектировщики Московского метро, летательных аппаратов, судов и автомобилей, высотных зданий и новой производственной архитектуры. Еще сто лет назад они мечтали о мегаполисах, которые появятся на неосвоенных территориях Сибири и Крайнего Севера, куда переместятся центры индустрии, науки, культуры и образования нашей страны. Город должен строиться не только по горизонтали, но и по вертикали, осваивая гигантские пространства в небесах и недрах. В этом смысле один из ярких примеров реализации этих идей –  уникальный подземный рудный город в Талнахе, который, кажется, не имеет аналогов в мире.
Кажется, уже только в наши дни современные мегаполисы и индустриальные столицы реализовали мечты Родченко. Его смелые интерьеры, одежда, мебель и осветительные приборы интерпретируются теперь многими известными брендами, такими, например, как Икеа, Прада или Шанель.
Наследие Родченко и его школы актуально и по сей день, изучается студентами во многих школах мира. Оно не утратило своей футурологической сути. Примеры этому – работы студентов Строгановской академии, академии художеств Венеции и молодых норильчан, среды которых фотохудожник Александр Александров, автор серии фотографий Норильска «В поисках Родченко».
Искусство показало свои возможности в предвидении форм будущего. И, кто знает, может быть когда-нибудь и где-нибудь будет построен нарисованный Александром Родченко в 1919 году, без малого 100 лет назад, аэровокзал с ажурными полупрозрачными колоннами, светящимся потолком и бесконечной перспективой терминалов…
Выставка рассматривается как одно из ключевых событий грядущей акции «Ночь искусств»-2018 в Норильске. А также проект приурочен к 65-летию присвоения статуса города Норильску, одному из самых северных городов планеты, в проектах к созданию которого нашли отражение некоторые из идей русских конструктивистов начала XX века.
Художественная галерея МВК «Музей Норильска»
Адрес: 663318, г. Норильск, ул. Талнахская, 78.
Тел. (3919) 43-35- 69, (3919) 43-35- 68 E-mail: museum_npr@mail.ru
Часы работы: с 11.00 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника. В пятницу – с 13.00
до 21.00.
www.norilskmuseum.ru
#музейнорильска #конструктивный мир #александрродченко #норильску65