Команды | Сочетание клавиш |
---|---|
Приблизить | Shift |
Отдалить | Ctrl |
Направление | Клавиши управления курсором |
На весь экран |
ТЕРРИТОРИЯ
Что же это за край, называемый «наиболее неблагоприятным для проживания человека»?
Совсем недавно, по историческим меркам, обозначенный на картах как «Земля неведомая» и «Мыс Торбин», поздно открытый в силу своей труднодоступности, получивший свое теперешнее имя «Таймыр» от А.Ф.Миддендорфа, первого ученого, посетившего эту суровую землю.
Эвенкийское слово «Таймыр» – «щедрый, богатый, обильный», не единственная характеристика самого северного в Евразии полуострова.
Рассказывая о своей земле, эвенки, употребляют слово «ветер», так как слово «пурга» в их языке отсутствует. Действительно, это край ветров, средняя их скорость зимой – 7 м/с (в районе Норильска). Экстремальное сочетание низких температур (до 56°С) с сильными ветрами (до 40 м/с) наиболее тяжело переносится человеком. Архитекторы называют сильные ветры существенным «злом» для проектирования жизненной среды в этих условиях. Для тех, кто впервые оказывается на этой земле, именно ветер, бушующий в полярной ночи, создает ощущения края земли.
Но и до нас здесь жили, и неплохо, умело тысячелетиями выбирали места, укрывающие все живое от ветра, научились узнавать секреты этой земли, которая стала их домом и дорогой, именно с дорогой сравнивают свою жизнь тундровики. Да и для нас, как оказалось, эта земля больше дорога, чем дом, или ожидание дороги.
Уникальность Таймыра – не только в том, что он самый северный континентальный полуостров в мире, но и в том, что на его территории природа создала уникальные экологические зоны (плато Путорана) и богатые недра.
Впервые этими богатствами воспользовались пранганасаны из далекого прошлого. Археологические находки экспедиции Л.П. Хлобыстина свидетельствуют о развитом металлургическом производстве, сложившимся на Таймыре во второй половине II тысячелетия до нашей эры, и ставшим возможным благодаря месторождениям самородной меди, легко доступным для поверхностной разработки.
Несмотря, впоследствии, на упадок у нганасан металлургии, к началу XX века они считались лучшими кузнецами на Таймыре. Нганасанское название меди – «норуму» – созвучно со словом «нору» – «красный» (цвет меди). Вполне вероятно, что именно это «нор» – послужило происхождению «Норильска». По крайней мере, эта версия не менее любопытна, чем другие.
Сценарий
Художественный проект
Игорь Яковлевич Силин – художник, член Союза художников России, Санкт-Петербург
Диорамы
Автор диорам:
Андрей Кимович Дорогин – художник, член Союза художников России, Санкт-Петербург
Художники:
Виталий Владимирович Волков – художник, член Союза художников России
Лев Маркович Форштат – художник, член Союза художников России
Алексей Анатольевич Бабошин – макетчик
Сергей Олегович Горчанинов – студент СП(б)ХПА (Мухинское училище)
Тимофей Андреевич Дорогин – студент СП(б)ХУ имени Н.К Рериха
Андрей Евгеньевич Шапран – студент СП(б)ХУ имени Н.К Рериха
Александр Евгеньевич Шапран – студент СП(б)ХУ имени Н.К.Рериха
Система автоматизации экспозиции
Группа технических специалистов ООО «Строймонтаж СПб», Санкт-Петербург
Андрей Сергеевич Новиков – руководитель группы
Юрий Григорьевич Герасимов – проектирование, программирование и наладка системы
Анатолий Афанасьев — монтаж оборудования и наладка внешних элементов системы
Валерий Владимирович Крылов – монтаж оборудования, электрообеспечение
Экспозиционеры:
Елена Викторовна Бровкова
Лилия Григорьевна Луганская
Ирина Михайловна Сорокина