Живописная работа начала ХХ века выдающегося художника Леонарда Туржанского «Олень» из золотого фонда Норильской художественной галереи вернулась в Норильск после семи месяцев реставрации. Это без преувеличения бесценный подарок и для галереи к ее 50-летнему юбилею, и для публики, у которой наконец появилась возможность увидеть никогда не выставлявшееся произведение искусства с более чем вековой историей.
«Картина была в ужасном, плачевном состоянии, ее невозможно было не то что экспонировать – мы даже не могли поставить ее вертикально, краска осыпалась с холста, – рассказала главный хранитель музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска» Снежана Негорелова. – В наши фонды произведение Туржанского передали в 1985 году из республиканского центра художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства «Росизопропаганда» (сейчас – Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»). Уже тогда картина имела значительные повреждения. «Олень» был буквально лежачий и лежал законсервированный – любая вибрация, любое вмешательство могли стать фатальными. Мы его практически чуть не потеряли: реставрация – это очень дорого, а деньги на нее учреждениям культуры выделяют ограниченно».
Средства на реставрацию музей получил от муниципалитета в рамках мероприятий, посвященных 70-летию Норильска. Восстановлением занимался художник-реставратор Красноярского художественного музея имени Сурикова Михаил Куликов. В апреле он приехал в Норильск, чтобы оценить состояние картины и подготовить к бережной транспортировке в краевую столицу. Были проведены лабораторные исследования полотна – технико-технологические и физико-химические, это обязательная процедура перед реставрацией.
«Тут как в больнице: чтобы поставить правильный диагноз и не нанести вред произведению, надо собрать и исследовать анализы «пациента», – говорит Михаил Куликов. – К примеру, если красочный слой реагирует на растворители, то следует искать иной метод «лечения». Поэтому делают пробы. Самым сложным в сохранении этой картины Туржанского было устранение волнообразной деформации основы и многочисленных мелких изломов по всей поверхности холста».
Реставрация в красноярской мастерской продолжалась до конца октября и включала сложные этапы тончайшей, филигранной работы, в том числе удаление поверхностных загрязнений, заделку прорывов холста, укрепление красочного слоя, закрепление картины на новом экспозиционном подрамнике – старый не соответствовал размерам авторского произведения. Каждую операцию – с фотофиксацией, описанием метода, технологии и рецептур материалов – мастер вносил в реставрационный паспорт картины, это тоже обязательно.
Важная миссия реставратора – соблюсти баланс: если картину не реставрировать, она исчезнет, но если перестараться, можно в итоге получить не то произведение, которое писал художник. Поэтому старые работы никогда не «вылизывают», не реставрируют так, чтобы они стали «как новые». Не пишут новую картину поверх старой, а максимально закрепляют красочный слой, сохраняют авторские мазки, непрокрасы, кракелюры. Материалы подбирают близкие по составу. Еще один тонкий момент: реставраторы, как правило, регенерируют лаковое покрытие. Но в случае с «Оленем» от этого пришлось отказаться.
«В научной реставрации запрещено использовать синтетические лаки. Авторский красочный слой изначально – с матовым лаковым покрытием, и есть непокрытые лаковой пленкой участки с авторскими пропусками и открытыми участками основы, – пояснил Михаил Куликов. – Поэтому, чтобы сохранить аутентичность, принято решение не лакировать картину, а только притереть участки с реставрационным грунтом даммарным лаком. Произведение рекомендовано хранить при стабильной температуре 18-20 градусов и влажности 55-60 процентов в раме, под музейным безбликовым стеклом».
По возвращении в Норильск «Олень» несколько дней акклиматизировался, только после этого картину распаковали. Сейчас она во всей своей новоявленной красе готова предстать перед посетителями художественной галереи. За счет того, что работу перенесли на другой подрамник и разогнули частично загнутый авторский слой, она «подросла»: старый размер был 103 на 73 сантиметра, новый – 108 на 76,5.
Чем же уникален отреставрированный памятник культуры? Леонард (Леонид) Туржанский (1875 – 1945) – один из самых сильных и оригинальных пейзажистов своего времени. Его называют прямым наследником левитановского «пейзажа настроения» и одним из первых импрессионистов в российской живописи. Ученик Константина Коровина и Валентина Серова, он перенял у них «широкую» манеру письма и развил ее до передовых приемов импрессионизма, создав свою, ни на что не похожую эстетическую систему. Потом уже у него учились, его манере подражали. В дореволюционные годы Туржанский был ультрамодным художником: любители искусства и коллекционеры постоянно бывали в его московской квартире, и еще до открытия выставок на многих его работах висели таблички со словом «продано».
В своих преимущественно уральских (по месту рождения) пейзажах он часто изображал лошадей, у искусствоведов даже есть нарицательное выражение «туржанские лошадки». Олень, тем более северный – весьма нехарактерное для его творчества животное. Увлекшись разработкой серой тональности (как Серов и Коровин), в 1903 и 1905 годах Туржанский совершил поездки на Русский Север, откуда привез несколько прекрасных работ. Две из них сразу приобрела Третьяковка – «Холодный вечер» и «Север. Тихий вечер». Скорее всего, белый северный «Олень» – из той же серии и написан в те же годы.
Увидеть редкое произведение живописи можно с 9 декабря 2023 на выставке, посвященной золотому юбилею Норильской художественной галереи (Талнахская, 78).